Изучение лирики в старших классах на материале лирики С.А. Есенина

Информация о педагогике » Изучение лирики в старших классах на материале лирики С.А. Есенина

Лирическое произведение — это, прежде всего, картина внутренней жизни человека, его индивидуальных конкретных переживаний.

Лирика обращается непосредственно к чувствам человека, его духовному миру, она имеет огромное воспитательное значение. Именно поэтому ее особенно важно изучать в школе. Читая лирические произведения, школьники учатся разбираться в человеческом характере, сокровенных движениях души, оценивать с точки зрения высоких нравственных критериев свои поступки. Поэзия особенно привлекает старшеклассников, что обусловлено их психологическими особенностями (тенденция к романтическому мировосприятию, к рефлексии). Более того, ученики старших классов часто начинают сами писать стихи, и важно поддержать их в этом, показывая им подобающий пример для подражания, объясняя, что учиться этому надо у мастеров слова, а не у современных исполнителей.

Популярность лирики среди учеников часто зависит от ее принадлежности к какому-то определенному периоду. Так, лирика XVIII века привлекает школьников куда меньше, чем лирика XIX, а поэзия Серебряного века, как правило, находит в их душе особый отклик. Это обусловлено ее большей близостью к современности.

Одним из самых известных поэтов первой половины XX века является Сергей Александрович Есенин. Его творчество определяется внешней простотой формы и особенной лиричностью, что, несомненно, сильно воздействует на читателя. Так, эти черты определяют относительную понятность его поэзии и относительную легкость ее восприятия старшеклассниками по сравнению, например, с лирикой В. В. Маяковского. По программе В. Я. Коровиной до последнего года обучения ученики встречаются с поэтом в 5, 6, 8 и 9 классах, рассматривая творчество поэта с практически одного ракурса (тема русской природы, тема родины). Даже прочтение отрывков из драматической поэмы «Пугачев» (8 класс) так же связано с темой России, интерпретации русской истории. Однако в 11 классе старшеклассники изучают творчество поэта в наиболее полном объеме в рамках монографической темы «Жизнь и творчество С. А. Есенина», которая не только охватывает тему родины более целостно, в ее эволюции, но и обращается к другим темам его лирики. Особенно возросла актуальность преподавания поэзии Есенина в школе в связи с его юбилеем (115-летие со дня рождения и 85-летие со дня смерти) и обнародованием новых, крайне сомнительных, фактов из биографии поэта. Необходимо сформировать у учащихся правильное представление о личности и творчестве поэта, основанное на научном подходе, а не на чтении желтой прессы и сомнительных художественно-биографических изданий.

Сказанным выше определяется актуальность нашей работы.

Целью нашей работы является выявление особенностей изучения лирики в старших классах на материале поэзии С. А. Есенина. Постановка цели предусматривает решение следующих задач:

1) Определить основные особенности изучения лирики в старшей школе;

2) Разработать систему уроков по монографической теме «Жизнь и творчество С. А. Есенина»

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс на уроках литературы в 11 классе.

Предметом исследования является методика изучения лирики в старших классах.

Материалом исследования является лирика С. А. Есенина, подбор который обусловлен общим образовательным стандартом и следованием программе 11 класса базового уровня В. Я. Коровиной.

Методологическую базу настоящей работы составляют исследования в области изучения лирики в школе (работы З. Я. Рез, В. Г. Маранцмана, В. П. Медведева, и других), исследования в области теории литературы (работы Ю.М. Лотмана, В. М. Жирмунского и других), исследования в области жизни и творчества С. А. Есенина (работы С. Ю. и С. С. Куняевых, А. М. Марченко, Н.Ю. Шубниковой-Гусевой и других), методические разработки действующих учителей по творчеству С. А. Есенину (работы М. А. Бондаренко, Л. В. Занковской, А. Н. Захарова и других).

В данной работе использованы такие методы как системно-типологический метод целостного анализа художественного произведения.

Структура: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Практическая значимость работы заключается в том, что методические разработки, созданные в ее ходе, могут использоваться на уроках литературы в 11 классе общеобразовательной школы.


Другие статьи:

Историко-педагогический аспект исследования общения
Отечественная социальная психология возникла в середине XIX в. В истории отечественной социальной психологии выделяют четыре периода. Из которых в первом и четвертом периодах обращалось внимание на общение. Особенностью первого периода (60-е гг. XIX - начало XX в) было зарождение социально-психол ...

Цели, содержание деятельности молодежного центра в России
Целью деятельности молодежного центра является создание необходимых экономических, социальных, правовых условий для духовного, физического развития, профессиональной подготовки молодежи и возможностей реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал, а также оперативного решения проблем, в ...

Специфика эпоса
Главное, что является условием и основой всех учебных занятий по литературе, - это чтение произведения. От организации чтения зависит во многом успех всей работы над литературной темой.Захватит ли книга ученика, погрузится ли он в мир, созданный художником, или мысли и чувства автора оставят его ра ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru