Я-концепция ребенка дошкольного возраста

Информация о педагогике » Я-концепция ребенка дошкольного возраста

Дошкольное детство большой отрезок жизни ребенка. Дошкольный возраст, как писал А.Н. Леонтьев, - это период первоначального фактического склада личности. Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.

На протяжении дошкольного возраста наблюдается закономерный поступательный процесс: от элементарных самоощущений и актов самоузнавания, дифференцирующих Я и не-Я, ребенок переходит к осознанию себя как устойчивого объекта внимания и отношений со стороны других людей и одновременно как активного субъекта деятельности, носителя тех или иных черт и качеств, обладание которыми дают ему определенное социальное положение, уровень притязаний и т.д.

Именно дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру искусства и культуры, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия, миром людей, предметов, природы и собственным миром; период, когда закладываются основы самовосприятия личности. И если в данном возрасте будет заложен фундамент положительного самовосприятия это обеспечит благоприятное личностное развитие в целом.

Я концепция - это обобщенное представление человека о самом себе, система его установок относительно собственной личности, она играет важнейшую роль в формировании целостной личности. Я концепция включает в себя образ Я и самооценку.

Образ Я это совокупность чувственных ощущений, восприятий, представлений и характерных образов своих действий по отношению к самому себе и другим. Посредством восприятия и понимания другого ребенок приходит к пониманию себя.

Самооценка это компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков. Структура самооценки представлена двумя компонентами когнитивным и эмоциональным.

Существует множество факторов, влияющих на формирование Я - концепции. Первым институтом социализации для ребенка является его семья. Семья является разновозрастной группой, в которой дошкольник приобретает опыт общения и взаимодействия с людьми разных поколений, разного пола.

Развивающееся Я является центральной темой теорий развития личности детей и взрослых в различных психологических школах.

Бернс Р., Маслоу А., Роджерс К., Скиннер Б.Ф., Фрейд З. в зарубежной психологии, Божович Л.И., Выготский Л.С., Кон И.С., Лисина М.И., Леонтьев А.Н., Петровский А.В., Реан А.А. в отечественной посвятили свои исследования теме развития личности и формированию Я концепции. Так, опираясь на понятия о ведущей деятельности и социальной ситуации развития, выведенные Выготским Л.С., Божович Л.И. показала, как в сложной динамике взаимодействия деятельности и межличностного общения ребенка в разные периоды его жизни формируется определенный взгляд на мир, названный внутренней позицией. Леонтьев А.Н. представил свою концепцию структуры и развития личности, в которой центральное место отведено понятию деятельности.

Изучив фундаментальные труды отечественных и зарубежных психологов, хочется заметить, что очень мало исследователей занимается проблемой развития самосознания у детей дошкольного возраста, изучением Я-образа и его компонентов, представленных в данном возрасте.

Цель исследования - изучение особенностей становления и развития Я-концепции у детей дошкольного возраста.

Объект исследования - процесс формирования Я - концепции как составляющей личности в дошкольном возрасте.

Предмет - Я-концепция дошкольника.

Задачи:

1) раскрыть понятие, структуру и функции Я-концепции;

2) рассмотреть особенности становления и развития Я-концепции дошкольника;

3) проанализировать программы, направленные на выявление Я-концепции детей дошкольного возраста.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы.


Другие статьи:

Описание процесса исследования развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Цель констатирующего эксперимента: обследование словаря детей старшего дошкольного возраста. Задачи констатирующего эксперимента: 1. Определить две группы детей (контрольная и экспериментальная) 2. Подобрать методики для обследования словаря детей старшего дошкольного возраста. 3. Определить к ...

Условия проведения учебной организационно-деятельностной игры на ППФ в 2005 году; содержание игры и её результаты
В настоящее время условием возрождения организационно-деятельностной игры, как формы работы со студентами, выступило новое состояние социокультурной ситуации. Теперь с помощью игры решается другая задача, актуальная на сегодняшний день - это усиление студенческого звена в современном высшем образо ...

Наглядное пособие
После доклада ученикам следует продемонстрировать наглядное пособие по данной теме. Оно включает в себя работы художников тушью и краткую информацию о них. Каждая иллюстрация обсуждается, высказываются предположения по поводу того, как было сделано изображение, какие приемы использовались. Имена х ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru