Тема женского образования в России на стыке XIX – XX веков, по моему мнению, не потеряла своей актуальности и сегодня. Уже сейчас в нашей стране во многих городах открылись женские гимназии. Мне кажется, что простое копирование прежнего опыта не всегда уместно и правильно. Ведь невозможно повернуть время вспять, да и современные школьницы разительным образом отличаются от барышень конца XIX столетия. А чтобы взять из педагогики прошлого только лучшее, нужно хорошо и всесторонне изучить эту проблему.
Кроме того, приближается 1000-летний юбилей Ярославля. Но не все страницы истории нашего города хорошо изучены. Это относится и к женскому образованию конца XIX – начала XX веков. И пусть специалисты утверждают, что не все здания бывших женских гимназий и училищ интересны в архитектурном плане. Но для лучшего понимания истории Ярославля, все они одинаково ценны, так как являются свидетелями ушедших эпох.
В своей работе я в начале попытаюсь обобщить и систематизировать весь имеющийся материал по теме: « История женского среднего образования в г. Ярославле в конце XIX – начале XX веков» с целью выявления не изученных и мало изученных вопросов данной проблемы. А затем на основе вновь открытых документов, а так же письменных источников и фотографий, относящихся к той эпохе, провести собственное исследование этой темы.
Задачи, которые я хочу решить:
Сравнить систему образования в России в начале XX и XXI веков на основе изучения сохранившихся страниц из ученических тетрадей Екатерининской женской гимназии г. Ярославля.
Выяснить насколько отличалось воспитание и образование девушек в Духовных училищах и гимназиях (на документах Ярославского Епархиального Ионафановского училища и Мариинской женской гимназии).
Проанализировать чему и как учили барышень в начале XX в. в частных гимназиях. На примере частной гимназии О.Н.Корсунской. (По сохранившимся фотодокументам и неопубликованным воспоминаниям одной из старейших жительниц Дзержинского района В.Г. Козловой (Мартыновой).
Всю литературу, которую удалось разыскать по теме: «История женского образования в г. Ярославле в конце XIX – начале XX веков» можно разделить на три основные группы:
Первая группа включает в себя статьи из научных сборников «Для великого блага отечества» (Демидовские чтения), «Минувших дней связующая нить» (Тихомировские чтения); «Общество, образование, человек», «Ярославский педагогический вестник» и др. Проблемы женского образования разбираются в них на примере Ярославской губернии в целом. Поэтому полной картины женского образования непосредственно в г. Ярославле не складывается, нет сравнительной характеристики обучения и воспитания в гимназиях и духовных училищах. Материалов о частных гимназиях конца XIX - начала XX веков почти не встречается. (Лишь изредка встречаются фамилии учредителей). Исключение составляет материал о частном пансионе мадам Буткевич, но он относится к первой половине XIX века.
Вторую группу материалов составляют публикации в периодической печати (т.е. газетные и журнальные статьи). Материал там изложен интереснее и больше приводится фактов из истории образования и воспитания девушек. Но, в основном, статьи приурочены в основном к памятным датам. Например, к 120-летию Ионафановского училища или к 135-летию Мариинской гимназии. Поэтому об этих двух учебных заведениях материала достаточно. Значительно меньше публикаций о Ярославском училище девиц духовного звания. Екатерининская гимназия упоминается только в двух статьях, наряду с Мариинской, так что из литературы о ней ничего не известно. И совсем нет материалов о частных гимназиях г. Ярославля начала XX века. Исключение составляет лишь статья Б .Недорезова о гимназии Корсунской в газете « Городские новости» от 17 ноября 2004 года.
В третью немногочисленную группу я включила книги, в которых не содержится статей относящихся к теме моего доклада, в них лишь имеются некоторые интересующие меня сведения. Например, сведения об архитектуре и истории зданий гимназий и истории и духовных училищ. Это учебные пособия по истории Ярославского края, путеводители по городу и другие книги.
Намного интереснее работать непосредственно с источниками и документами. Из опубликованных и хорошо изученных упомяну прежде всего документы «Ярославской Мариинской гимназии», изданные в 1911 году к 50-летию со дня основания. Там содержится весь необходимый материал: число обучающихся в разные годы, фамилии гимназисток, закончивших учебу с золотой и серебряной медалью, учебные предметы, внеклассные мероприятия. Все другие необходимые мне сведения по теме моего доклада я нашла в архивах музеев: в музее «Образование» гимназии № 3, «Истории города» и в архиве библиотеки – краеведческого музея «Наше наследие». Более подробно характеристика неопубликованных материалов, вещественных источников и фотодокументов, которые использованы в моем докладе, будет дано в основной части работы.
Становление и развитие этнопедагогики
Наиболее ранними считаются письменные обобщения традиционного педагогического знания вообще и этнопедагогического в частности, приведенные в древних письменных памятниках: "Законах царя Вавилонии Хаммурапи" (1792-- 1750 гг. до н.э.), "Законах Ассирии" (вторая половина II тыс. д ...
Условия проведения учебной организационно-деятельностной игры на ППФ в 2005
году; содержание игры и её результаты
В настоящее время условием возрождения организационно-деятельностной игры, как формы работы со студентами, выступило новое состояние социокультурной ситуации. Теперь с помощью игры решается другая задача, актуальная на сегодняшний день - это усиление студенческого звена в современном высшем образо ...
Методы решения насущных вопросов
Механизмами достижения новых целей инженерного образования России могут, прежде всего, стать концентрация ресурсов на приоритетном направлении подготовки инновационных менеджеров, использования известного метода параллельного планирования и проектирования, активного выхода в мировое информационное ...