Целесообразность применения того или иного метода (методического приема) в каждом конкретном случае обеспечивается соблюдением ряда требований.
Научная обоснованность метода, обеспечивающая оздоровительный, образовательный и воспитательный эффекты от занятий физическими упражнениями.
Соответствие поставленной задаче обучения. Отсутствие конкретных задач урока не позволяет правильно подобрать и методы обучения. Если, к примеру, поставлена задача обучить прыжку в длину с разбега способом согнув ноги, то определить методы окажется невозможным, так как при такой общей формулировке можно в равной мере использовать и метод разучивания в целом, и метод разучивания по частям. При более конкретной задаче, например обучить разбегу для прыжка в длину, возникнет необходимость применения метода разучивания по частям.
Обеспечение воспитывающего характера обучения. Каждый выбранный метод должен обеспечивать не только эффективность обучения, но и воспитание познавательной активности ученика. Поэтому недопустимы методы, которые сковывают инициативу ребенка, требуют лишь механического воспроизведения движений.
Соответствие принципам обучения. Метод обучения обязан опираться на реализацию всей системы принципов. Недопустимо односторонне толковать связь метода с отдельно взятым принципом. Например, было бы неверно считать, что, если учитель использует метод показа, значит, он полностью реализует принцип наглядности. Как известно, этот принцип реализуется через систему методов.
Соответствие специфике учебного материала. Методы обучения одинаковы для всех видов физических упражнений. Вместе с тем каждое из них в соответствии со своими характеристиками и сложностью требует специфических способов обучения. При обучении, например, некоторым общеразвивающим упражнениям ограничиваются методами слова, при обучении легкоатлетическим придется использовать и метод показа; при освоении простых упражнений применяют метод разучивания в целом, а при освоении сложных не обойтись без подводящих упражнений.
Соответствие индивидуальной и групповой подготовленности учеников. Учитывая возрастные закономерности восприятия учебного материала, для дошкольников наиболее приемлем метод разучивания в целом, но с последовательным акцентированием их внимания на отдельных элементах. Физически слабо подготовленному школьнику придется чаще предлагать метод разучивания по частям. При хорошей общеобразовательной подготовке учеников можно будет использовать для реализации межпредметных связей не только объяснение, но и беседу.
Соответствие индивидуальным особенностям и возможностям учителя. Разумеется, каждый педагог должен владеть всеми методами обучения в полном объеме. Тем не менее по целому ряду причин одни учителя лучше владеют одними методами, другие – другими. И эти особенности нельзя не учитывать. Если в конкретном случае от двух методов ожидается примерно одинаковый результат, то разумнее использовать тот метод, которым учитель владеет лучше. Кроме того, неизбежное возрастное снижение физических возможностей учителя приводит к перестройке его педагогических умений (а следовательно, и применяемых им методов), позволяющей сохранить качество преподавания при меньшей личной двигательной активности на уроке.
Соответствие условиям занятий. Располагая, например, нестандартным оборудованием, возможно достичь оптимальной моторной плотности урока и при методе разучивания в целом. Если же в зале, предположим, всего два-три каната, то, обучая лазанью, целесообразно применять подводящие упражнения, позволяющие фронтальным способом изучать основные элементы лазанья. Учитель должен продумать и применение методов слова в зависимости от акустических свойств зала, размеров площадки.
Разнообразие методов. Ни один из методов не может быть признан единственным и основным. Универсализация любого метода порождает недоверие к нему. Поэтому «центр тяжести» с отдельных методов должен переноситься на их систему. При разнообразных методах достигается больший успех в обучении. Следует помнить, что не существует плохих методов. Каждый метод по-своему хорош. Делают же их плохими неграмотные учителя. То, что эффективно действует в одних педагогических ситуациях, может оказаться совершенно бесполезным, даже вредным в других. Вот почему в педагогическом процессе необходимо применять системы методов обучения. В этих системах должны максимально использоваться сильные стороны методов и нейтрализоваться слабые. Это положение находит подтверждение в практике учительской деятельности, когда показ сочетается с объяснением, а объяснение включает описание, указание и т. д. Методов, одинаково пригодных для всех учеников и для всех условий работы, не существует. Возведение какого-либо метода в универсальный ограничивает творческую инициативу учителя, не позволяет использовать все возможности детей. Эта мысль образно выражена П. Ф. Лесгафтом: «Можно сказать: «Метод – это я». Способ заключается в том, что образованный и понимающий педагог сам вносит в свое дело».
Опытно-экспериментальная работа по проверке условий, способствующих
формированию самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках
математики
Опытно-экспериментальная работа предполагала проверку условий формирования самостоятельной познавательной деятельности учащихся при изучении математики в школе, при условии учета индивидуальных особенностей познавательных процессов каждого из учащихся и направленности содержания заданий на развити ...
Технология проектирования и организации личностно-ориентированных учебных занятий
по развитию представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала в новейшее
время
Популярность личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательной деятельности обучающихся обусловлена рядом объективно существующих обстоятельств. Назовем лишь некоторые из них. Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько социально-типичног ...
Виды деления понятий
Различают деление по видообразующему признаку и дихотомическое деление.
По видообразующему признаку деление может производится – по какому-то основанию – на несколько разных видов. Например, по величине углы делятся на прямые, острые, тупые.
В дихотомическом делении понятия, деление производится ...