Электронные средства формирования информационной грамотности у учащихся 5 класса

Информация о педагогике » Электронные средства формирования информационной грамотности у учащихся 5 класса

Страница 2

Мифология определяла систему мифологических персонажей, составляющих пантеон – совокупность определенных богов, которые располагались на разных уровнях. Этот уровень зависел от того, с какой сферой человеческой жизни они связаны.

На высшем уровне, как свидетельствует начальная летопись, находились семь богов: Перун, Хоре, Даждьбог, Стрибог, Симаргл, Мокошъ, Белее (Волос). Они составляли так называемый Владимиров пантеон, в честь этих богов князь в 980 г. поставил на холме «кумиры» – идолы.

Перун – бог грозы считался покровителем военной княжеской дружины и самого князя, хотя его культ возник, видимо, в ІІІ тыс. до н.э. В мифологических сюжетах Перун громовыми стрелами поражает противника – змея, похитившего у него скот (варианты – жену, воду, людей), побеждает его и освобождает скот (вариант - воду: идет дождь).

Белес – покровитель скота («скотий бог»), его атрибут – золото, само слово «скот» могло обозначать богатство, ведь скот с древнейших времен считался основным богатством племени, семьи. Культ Белеса был весьма распространен на Руси.

Мокошъ (Макошь) - наиболее загадочное и противоречивое женское божество, возможно, это богиня плодородия/плодов земледелия, она покровительствовала домашнему очагу, по преданиям, пряла нить судьбы. В то же время Мокошь связана со всем нижним, темным, влажным, с половой жизнью, с дождем. Б.А. Рыбаков допускает, что Мокошь вполне могла восприниматься как «мать хорошего урожая», «мать счастья». Она представлялась в виде женщины с распущенными волосами, большой головой и длинными руками: Ее изображения можно встретить и в наше время в-кружевах и вышивках.

Даждьбог, Стрибог - эти божества связаны между собой. В «Слове о полку Игореве» Даждьбог назван и предком русичей. Некоторые племена считали его богом солнца. Культ этих богов, по предположению Б.А. Рыбакова, возник еще во II–I тыс. до н.э. в эпоху праславян.

Хоре – бог солнца; известен был больше всего у юго-восточных славян. Ему были посвящены два крупных славянских праздника в году – дни летнего и зимнего солнцестояния.

На втором уровне находились Ярило, Купала, Коляда, Чур, Див.

Ярила был широко известный персонаж языческой мифологии, хотя он и не упоминается в числе богов. Празднества в его честь проходили даже в первой половине XX в. (в Белоруссии, например). Имя его происходит от славянского «яр» и обозначает мужскую силу, мужское семя, рождение и связывается с обеспечением плодородия, прибытка урожая. Праздник проходил так: всадник в белой одежде, но босой, на белом коне, молодой, красивый, держал в одной руке «человеческую голову», в другой – колосья. Пляски, игры, еда и пьянство, кулачные бои составляли содержание праздника и заканчивался он сжиганием куклы Ярилы. Гулянья носили эротический, «разнузданный» характер, что было отголоском еще более древних культов, призванных путем магических обрядов, символизирующих оплодотворение земли, обеспечить урожай.

Купала – персонаж, «ответственный» за плодородие, само слово родственно глаголам «купать» и «кипеть», а может быть «куп» – куст, сноп. На 24 июня (7 июля) – это день летнего солнцестояния – приходился праздник Купалы, обязательными атрибутами которого являлись вода и огонь – очищающие костры, через которые прыгали, чтобы избавиться от скверны плоти и духа. Купала – тряпичная или соломенная кукла, сжигалась в конце праздника, что связывало умирание с последующим воскресением, с плодородием и сезонным обновлением природы.

Коляда – персонаж, связанный с новогодними празднованиями. Его праздник приходился на 24 декабря (7 января) – пик зимнего солнцестояния. Песни-колядки содержали пожелания благополучия дому и семье; праздник носил карнавальный характер: надевались вывернутые наизнанку тулупы, раскрашивались лица.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другие статьи:

Понятие «качество образования»
Слово «качество» производно от слов «как», «какой», «обладающий какими свойствами». В практике обычно пользуются одной из двух трактовок этого понятия – философской или производственной. Понятие «качество образования» в его философской интерпретации может быть применено и к различным моделям обра ...

Разработка вопросов теории дошкольного обучения в истории отечественной педагогики
Становление отечественной дошкольной дидактики как науки и практики первоначального обучения детей было неразрывно связано с проблемой умственного воспитания и развития, которая рассматривалась как важнейшее направление, начиная еще с 20-30-х гг. XX в., в трудах известных педагогов и психологов, т ...

Значение фольклора в патриотическом воспитании
Фольклор русского народа – важная часть его национальной духовной культуры. Фольклор — это сокровище не только народной поэзии, прозы и музыки, но и народной педагогической мысли. Н.И. Атанова и Шишкина в своей работе «Детский игровой фольклор Волгоградской области» в качестве эпитета приводят сло ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru