Действующая система устройства и воспитания детей-сирот не могла справиться с их возрастающим количеством. Поэтому в 90-х годы в России стала развиваться система приютов. Для оперативного временного предоставления убежища детям, лишившимся родительского попечения, с 1993 года в каждом субъекте Российской Федерации открываются специализированные учреждения социальной реабилитации детей и подростков. Например, в Республике Татарстан в 1996 году было два приюта для несовершеннолетних, в 1997 году - пять, в 1998 году - восемь. В 1998 году 21,1% детей из социальных приютов были направлены в детские дома. Детские приемники-распределители переполнены. Установленный законом предельный месячный срок устройства детей, оказавшихся без попечения родителей, не соблюдается (например, в Республике Татарстан 40% детей находились в приютах от 6 месяцев до 1 года). Такая ситуация подталкивает государство, с одной стороны, к строительству новых детских учреждений, а с другой, - к поиску более совершенных форм устройства детей.
В последние годы появились давно не практиковавшиеся в России формы поддержки детей, например, такие как воспитание мальчиков в армии (по аналогии с "сынами полка" во время Великой Отечественной войны). Одним из первых "детский взвод" без законодательной основы появился в Нарофоминском гарнизоне, затем в Кинешме. В 2000 году утверждено Положение, в соответствии с которым в воинские части в качестве воспитанников могут быть зачислены мальчики-сироты от 14 до 16 лет, являющиеся гражданами Российской Федерации. Определение ребенка на воспитание в воинскую часть имеет добровольный характер и может прерваться при поступлении в военные или другие учреждения профессионального образования, по достижении воспитанником 18-летнего возраста или по личному заявлению воспитанника.
Появились и другие инициативы. С 2001 году в Кузбассе начала работать специализированная школа (кадетский корпус) МЧС. Кроме того, уже открыт кадетский корпус железнодорожного транспорта) для 10-11 классов - детей-сирот и детей из малообеспеченных семей. Выпускникам корпуса гарантирована работа. Они также получают возможность льготного поступления в ряд вузов области или Московскую академию МЧС. Ученики кадетского корпуса будут находиться на полном государственном обеспечении. Затраты на питание, обучение, специальное обмундирование и т.д. возьмет на себя областной бюджет.
В России изучен опыт работы SOS-деревень, и сегодня подобные деревни работают в Томилино (Московская область), в Орле и Санкт-Петербурге. Воспитатель в этих деревнях действительно работает "мамой" 24 часа в сутки. Такое воспитание более приближено к семейному, чем в обычных детских домах, но по достижении 18 лет подросткам приходится навсегда покидать дом (приют), как это происходит в других государственных учреждениях.
После того, как церковь получила возможность открыто работать с населением, благотворительную помощь детям и детским домам начали оказывать представители различных религиозных конфессий. Более того, появились приюты при православных церквях и монастырях, однако такое устройство детей пока еще не подкреплено специальной законодательной базой.
Существует множество возможностей проявить заботу о детях, попавших в тяжелые жизненные условия – сиротах и детей, оставшихся без попечения родителей. Можно принять небольшое участие в жизни детей, привезти ставшие ненужными вещи в детский дом, помочь в благоустройстве детских учреждений, где сироты живут и воспитываются, а можно стать для одного или нескольких таких деток второй мамой. Это ответственный шаг, но очень много семей отваживаются на него.
Одной из основных задач социально-демографической политики России сегодня является сокращение численности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Президент Российской Федерации В.В.Путин в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года поручил Правительству Российской Федерации совместно с регионами создать механизм решения задачи сокращения числа детей, находящихся в детских домах и интернатах. Для этого необходимо реформировать детские интернатные учреждения.
В настоящее время в России действует несколько видов устройства детей в семью. Это усыновление, опека (попечительство), приемная семья и патронат. Как отличаются все эти виды устройства друг от друга?
Усыновление (удочерение) - принятие в семью ребенка на правах кровного, всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Является приоритетной формой устройства. Для родителей высшая степень ответственности за судьбу ребенка и его полноценное развитие. Данный вид устройства позволяет ребенку чувствовать себя полноценным членом семьи, за ним сохраняются все отношения и права наследования, в том числе, по выходу из несовершеннолетнего возраста. При усыновлении ребенку можно присвоить фамилию усыновителя, изменить отчество и при необходимости даже дату рождения. Минусом такой формы является только очень длительный срок, который необходим для сбора всех необходимых документов, потому что к кандидатам предъявляются самые жесткие требования (материальное положение, заработки, жилье, моральные качества и т.д.). После оформления ребенка в семью государство не оказывает никакой дополнительной помощи таким семьям.
Роль и функции формирования интереса к иностранному
языку у учащихся пятого класса
Учебная деятельность учащегося может рассматриваться как специфический вид деятельности . Эта деятельность направлена на самого школьника, который является её субъектом в плане совершенствования, развития, формирования его личности в процессе осознанного, целенаправленного присвоения им общественн ...
Возрастные особенности затрудненного общения
Младший школьник - это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном эт ...
Формирование мышления
В отечественной психологии и дошкольной педагогике показано, что важной составной частью содержания умственного воспитания является развитие мышления. При этом отечественные психологи рассматривают развитие мышления как единый диалектический процесс, где каждый вид мышления выступает как необходим ...