Понятие и определение внимания

Страница 1

Все процессы познания, будь то восприятие или мышление, направлены на тот или иной объект, который в них отражается: мы воспринимаем что-то, думаем о чем- то, что-то себе представляем или воображаем. Вместе с тем воспринимаем не восприятие само по себе, и мыслит не сама по себе мысль; воспринимает и мыслит человек - воспринимающая и мыслящая личность. Ощущение и восприятие, память, мышление, воображение - каждый из этих процессов имеет свое специфическое содержание. Внимание своего особого содержание не имеет; оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно - сторона всех познавательных процессов сознания, и притом та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект.

Внимание - это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение сознания, предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызывают изменение отношения к объекту. А изменение отношения к объекту выражается во внимании - в изменении образа этого объекта, в его данности сознания: оно становится более ясным и отчетливым, как бы более выпуклым. Таким образом, хотя внимание не имеет своего особого содержания, проявляясь в других процессах, однако и в нем выявляется взаимосвязь деятельности и образа. Изменение внимания выражается в изменении ясности и отчетливости содержания, на котором сосредоточена познавательная деятельность.

Разумеется, внимание не является самостоятельным психическим процессом, как, например, ощущение, память, мышление и другие «Внимание является универсальной неспецифической основой любого успешно протекающего психического процесса» .Оно всегда включено в деятельность, является важнейшим условием продуктивности психической деятельности и выступает в единстве с различными психическими процессами - познавательными, эмоциями, волевыми. Например, при решении задач внимание ученика связано с мышлением; его поддерживают интеллектуальные чувства (усидчивость, ясность мысли, любознательность и другие) волевые качества личности (настойчивость, упорство).

Внимание всегда свойственно конкретному человеку. Направленность и сосредоточенность внимания тесно связанны с направленностью личности, то есть с ее мировоззрением, потребностями, интересами, убеждениями и другое. Такие свойства личности, как характер, темперамент, способности, также отражаются в особенностях объекта, в устойчивости, переключаемости, отвлекаемости и так далее.

Внимание обычно выражается в мимике, в позе, в движениях. Внимательного слушателя легко отличить от невнимательного. Но иногда внимание направлено не на окружающие объекты, а на мысли и образы, находящиеся в сознании человека. В данном случае говорят об интеллектуальном внимании, которое отличается от внимания сенсорного (внешнего). Следует отметить также, что в некоторых случаях, когда человек проявляет повышенную сосредоточенность на физических действиях, имеет смысл говорить о моторном внимании. Всё это свидетельствует о том, что внимание не имеет своего собственного познавательного содержания и лишь обслуживает деятельность других познавательных процессов.

Специфическое значение внимания как выражения отношения личности к объекту сделало это понятие особенно дискуссионным.

Представители английской эмпирической психологии - ассоционисты - не включали внимание в систему психологии, для них не существовало ни личности, ни объекта, а лишь представления и их ассоциации, поэтому для них не существовало и внимания. Затем в конце 19 и начале 20 веков понятие внимания начинает играть все большую роль. Оно служит для выражения активности сознания к механическим связям ощущений и представлений. Но при этом внимание по большей части мыслится как внешняя по отношению ко всему содержанию сила, которая извне формирует данный сознанию материал.

Это идеалистическое понимание внимания вызывает негативную реакцию. Ряд психологов (Фуко, Делевр и другие) отрицают вовсе правомерность этого понятия. Первая попытка упразднить внимание, намеченная в двигательной теории внимания Рибо и развитая у бихевиористов и рефлексологов, сводит внимание к рефлекторным установкам. Двигательный эффект внимания, по мнению Рибо, состоит в том, что некоторые ощущения, мысли, воспоминания получают особую интенсивность и ясность по сравнению с прочими вследствие того, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной на них. В умении управлять движениями заключается и секрет произвольного внимания. Произвольно восстанавливая движения, связанные с чем-то, мы тем самым обращаем на это наше внимание. Таковы характерные черты моторной теории внимания, предложенной Т. Рибо.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Формы и методы использования дидактической игры в процессе обучения детей младшего школьного возраста
Опора на игру как на привычную, хорошо знакомую и отвечающую детским интересам и потребностям деятельность позволяет учителю наиболее органиченно и безопасно для детской психики и в то же время прицельно и результативно, с учетом актуального уровня развития и потенциальных возможностей учащихся ве ...

Проблемы, возникающие во время обучения и пути их решения
Как любое нововведение, методика инновационного обучения имеет свои трудности, возникающие при внедрении её в классическую педагогику. Прежде всего, сложности возникают из-за личностных особенностей учащихся и педагогов. Методика, разработанная Элькониным- Давыдовым предполагает тесное сотрудничес ...

Понятие полового воспитания и актуальность проблемы полового воспитания в педагогике и психологии
Пол, с педагогической точки зрения – биосоциальное свойство человека. Биологическое - потому что обусловлено генами структурами, а социальное - так как его проявление в поведении и действиях человека являются результатами формирования пола в соответствии с воспитанием и влиянием окружающей обстано ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru