Формы, методы и средства обучения творческим работам с использованием информационных технологий

Страница 2

Творческие (исследовательские) самостоятельные работы. Самостоятельные работы этого типа предполагают непосредственного участие ученика в производстве новых для него знаний. Ученик должен самостоятельно осуществлять выбор средств и методов решения, стоящих пред ним задач, определить и отобрать необходимые для выполнения задания знания.

Методы обучения

Метод (от греч. Methodos) – путь, способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности.

В дидактике процесс обучения рассматривается как двусторонний, диалектически сочетающий обучающую деятельность учителя (преподавателя) и учебную деятельность учащихся (учение).

Под методами обучения в школе будем понимать способы совместной деятельности учителя и ученика, направленные на достижение задач обучения, воспитания и развития.

Какие методы можно использовать при обучении глухих школьников? Естественно, основной упор лучше делать на словесно-наглядный метод обучения – это когда учитель сообщает информацию разными методами, используя, в том числе, информационные технологии – например, показ слайдов, демонстрация программ, и в то же время учитель всё это объясняет словами, поясняет на примерах.

Наряду с традиционными методами, мы можем предложить и другие методы обучения курсу творческих работ – это метод проектов. Охарактеризуем этот метод.

Метод проектов

В мировой практике ведутся поиски способов организации самостоятельной деятельности учащихся, предусматривающие вовлечение каждого учащегося в активную творческую деятельность. Одним из способов такой самостоятельной работы является обучение в сотрудничестве. На смену фронтальным работам все больше приходят индивидуальные, парные, групповые. Исследования зарубежных авторов показали, что парная или групповая работа обучаемых оказывается намного эффективней объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов. Учащиеся в группах разрабатывают план совместных действий, находят источники информации, способы достижения целей, распределяют роли, выдвигают и обсуждают идеи. Все учащиеся оказываются вовлеченными в творческую деятельность. Обучение в сотрудничестве позволяет овладеть элементами культуры общения в коллективе и элементами управления (умение распределять обязанности для выполнения общего задания, полностью осознавая ответственность за совместный результат и за успехи партнера).

В педагогической практике особо значимыми являются методы организации познавательной деятельности учащихся, обеспечивающие усвоение определенных знаний, формирование умений и навыков, в том числе и таких, которые позволяют обучающимся применять полученные знания, умения и навыки на практике при решении конкретных жизненных проблем. Одним из методов творческого развития личности является метод учебных проектов.

Основные требования к использованию метода проекта:

наличие значимой в исследовательском, творческом плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;

практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

самостоятельная (индивидуальная, парная) деятельность учащихся;

определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом;

структурирование содержательной части проекта;

использование исследовательских методов;

определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;

выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования;

анализ полученных данных;

оформление конечных результатов;

подведение итогов, выводы, творческие отчеты и т.д.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Работа по методу проекта предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.

Конкретизируя определение проекта, применяя его к сфере образования, под учебным проектом будем понимать самостоятельную практическую деятельность учащихся, имеющую социально значимую цель и направленную на достижение конкретного результата.

Средства обучения

Средства обучения – это «материальные» условия, в которых происходит обучение. К ним относятся природное и социальное окружение, оборудование, учебники, научная помощь.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Сущность понятия «учебные умения и навыки младших школьников»
В отечественной дидактике сложилась совокупность требований, способствующих повышению эффективности формирования и развития общеучебных умений. Эти умения должны выступать в качестве предмета обучения, и для этого необходимо специально выделять время в границах всех учебных дисциплин. В связи с те ...

Игра как метод коррекции
Методов коррекции на сегодняшний день очень много. Одним из методов коррекции является игра. Игра может быть положена в основу разрешения эмоциональных и поведенческих проблем ребенка. Содержание детской игры, степень ее сложности, особенности ее организации, действующие лица, конфликты и реакции ...

Особенности изобразительной деятельности дошкольника
У ребенка в период его взросления активно проявляется интерес ко всем видам изобразительной деятельности. Каждый ребенок с двух - трех лет и до подросткового возраста рисует грандиозные, многофигурные со сложным переплетением сюжетов композиции, рисует вообще все, что слышит и знает, даже запахи. ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru