На данный момент профессия дефектолога, специального преподавателя или дошкольного педагога и психолога преподается во многих Вузах и Сузах нашей страны (Московский Государственный Открытый Педагогический Университет им. Шолохова; Московский институт открытого образования (МИОО) готовит на базе среднего специального (обучение 3 года) и на базе высшего (обучение 2 года) спец. психологов и олигофренопедагогов - дефектологи).
Личностные, профессионально – значимые качества педагога – дефектолога
Общие педагогические требования:
· подвижность и уравновешенность нервной системы;
· концентрация, распределение, переключение, устойчивость внимания;
· большой объем памяти; развитый вербальный интеллект, гибкость интеллекта, педагогическая интуиция;
· наблюдательность, находчивость;
· способности: гностические, коммуникативные, дидактические, организаторские, способности к преподаваемому предмету;
· личностные качества: артистизм, любовь к детям, воля, доброта,
· общительность, самообладание, эмпатия.
Особенно важны:
· выдержка, самообладание, воля;
· доброта, забота, любовь к детям, чувство долга и ответственности за их судьбу;
· настойчивость и планомерность в достижении цели, убежденность в успехе;
· постоянный поиск новых путей и средств в достижении цели.
1.
Противопоказания для работы учителем – дефектологом
Абсолютные противопоказания: туберкулез и инфекционные заболевания. Работа не рекомендуется людям с выраженными физическими недостатками (могут осложнить взаимоотношения с детьми), дефектами речи, слабой нервной системой. Недопустимы в работе дефектолога: раздражительность, нервозность.
Контрольные задания
1. Назовите ведущих отечественных учёных – дефектологов, осуществляющих научные поиски по направлениям, представленной в следующей схеме:
- Вскрытие закономерностей развития детей с отклонениями в психико-физиологическом развитии – В.В. Ткачева, В. И. Лубовский;
- Определение сущности специального воспитания и образования – Е.М. Мастюкова;
- Поиск оптимальных способов преодоления последствий дефекта
Л.С. Выгодский.
- Совершенствование содержания, средств, методов, психолого-педагогического воздействия, воспитания и обучения, детей разных категорий Р.Е. Левина.
2. Кому из представителей классической педагогики пренадлежат данные высказывания?
а). «Школа без дисциплины – что мельница без воды» - Я.А. Коменский
б). «Ребёнок вовсе не стоит перед окружающим миром один на один. Его отношения к миру всегда опосредованы отношением человека к другим людям, его деятельность всегда включена в общение» - А. Н. Леонтьев
в). «Из человеческого образования нельзя исключить никого, кроме не человека».- Н. Н. Малофеев
3. Заполните таблицу
Персоналии |
Названия работ |
Краткая аннотация |
Ложечкина Анна Дмитриевна |
Динамика когнитивно -интеллектуального и когнитивно - моторного развития учащихся нормального и нарушенного интеллектуального генеза |
Теоретические аспекты изучения когнитивно- интеллектуального и когнитивно-моторного развития учащихся нормального и нарушенного интеллектуального генеза Влияние познавательной активности на развитие когнитивно-интеллектуальной и когнитивно-моторной сфер учащихся |
Свиридов Вячеслав Васильевич |
Социальные функции культурного потенциала лиц с ограниченными возможностями |
Человек с ограниченными возможностями в обществе: исторический и методологический аспект. Специфика решения проблем лиц с ограниченными возможностями в России. Основные параметры социальных функций культурного потенциала лиц с ограниченными возможностями в современном обществе. |
Атван Садхана |
Социально-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями в Англии, России, Иордании. |
Социальнопедагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями как предмет теоретического анализа. |
Конкретные формы организации обучения
Элементами (частями) процесса обучения являются его звенья. Звено – составная часть учебного процесса, его органический элемент. Оно имеет свои цели и структуру – состоит из взаимосвязанных этапов, решающих определённые задачи; постановки цели, обобщения знаний, подведения итогов урока, определени ...
Отрывки из произведений Я.А. Коменского
О развитии природных дарований
.Человеку прирождены четыре части, или качества, или способности. Первая называется ум – зеркало всех вещей, с суждением – живыми весами и рычагом всех вещей и , наконец, с памятью – кладовою для вещей. На втором месте – воля – судья, все решающий и повелевающий. Т ...
Состояние отдельных вопросов инженерного образования в России
Высшую школу в связи со всеобщей перестройкой и переориентацией политической системы в последнее время также пытаются реформировать. Так ли уж плоха наша российская классическая схема инженерного образования?
Россия почти полностью вернулась к образовательной системе, которая существовала перед к ...