Народное музыкальное искусство Челябинского Урала славится своими традициями.
Самобытный, своеобразный и исключительно яркий в художественном отношении пласт фольклора Челябинского Урала образует нагайбакская культурная автономия, где широкое бытование в данный период времени имеют хороводные, качельные, игровые, свадебные и походные народные песни.
Своеобразие песенного стиля нагайбаков заключается в необычайно сложном и развитом искусстве многоголосого пения, которое кроется в историко-этнографических условиях проживания. Благодаря изолированному образу жизни они сохранили в своём музыкальном быту древнюю жанровую систему календарно-обрядовых песен, а так же древнейшие формы гетерофонного многоголосия.
В 1877 году В.Н.Витевским был представлен доклад: «Сказки, загадки и песни нагайбаков Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии». В его работе приводится следующая жанровая классификация южноуральского народного песенного творчества:
1) песни с религиозным оттенком;
2) бытовые песни;
3) песни романтического характера;
4) хороводные песни;
5) свадебные песни;
6) походные песни;
7) исторические песни.
В многоголосии нагайбаков мы обнаруживаем ряд черт, характерных для общерусского многоголосия (окончание в квинту, унисон или октаву). Важно отметить наличие общих черт с песенным многоголосием донских казаков (пентатоника, подчёркнутое исполнение гласных звуков).
Нагайбакские песни разделяются на «иске-кой» (старинные напевы) и «жана-кой» (новые песни). Первые - это подлинно нагайбакские старинные одноголосные напевы, а «жана-кой» - созданные под влиянием русского фольклора. Широкое бытование получили хороводные, качельные – «тага асты» и игровые песни - «кич-уен».
Музыковедом Р.А.Имамеевой предлагается другая жанровая классификация нагайбакских уральских народных песен.
-
Песни семейно-обрядового цикла: 1) гостевые – «кодалар», «мэжлэс» (застольные песни родственников), «бэйрэм» (праздничные), «жыен» (артельные). Песни этого жанра поются в быстром темпе. Ритмика проста, незатейлива; 2) свадебные – «туй-жыры», «туй такмак» (свадебные частушки), «кодаларкэс» (песни сватов), «жегет-сыймау» (припевки жениху). Свадебное торжество представляло своего рода «музыкальный спектакль». Незнание свадебных песен какой-либо сторон (жениха или невесты) считалось позором.
-
Рекрутские песни – проводы (солдат, казак «озату»), протяжные песни «озынкой». Исполнялись как мужчинами-казаками, отправляющимися на военную службу, так и женщинами, провожающими своих родных.
-
Похоронные песни («зыяратжыры») - пелись девушками в доме умершего после поминок.
В современном песенном быту нагайбаков в данный период переплетаются песни различного исторического происхождения. Основу их репертуара составляют лирические казачьи песни, песни о родном крае. Широко бытуют в песенной традиции нагайбаков и общетатарские песни. Их проникновение несомненно обусловлено широкими контактами с казанскими татарами Южного Урала, а также влиянием современных средств массовой информации – радио, телевидения. Для многих народных песен свойственны такие стилевые черты, как широкие интонационные ходы, размашистое мелодическое движение, смелость, раскованность голосоведения. Поют нагайбаки очень свободно, эмоционально, темпераментно, с резкой, сильной подачей звука. Диапазон песни охватывает более двух октав.
Говоря об южноуральских народных песнях, нельзя не упомянуть о музыкальных инструментах, сопровождающих их. Так, музыковед Е.А.Бектеева пишет: «Любимый из народных музыкальных инструментов - гусли («госле»), на которых они играют артистически. Гусли делаются из сосны. Устройство их такое же, как и русских гуслей. На гуслях играют плясовые мелодии».
Методы обучения, их классификация
После завершения оживленной дискуссии по проблеме методов обучения, которая проходила в 60-е годы, появилось несколько буквально взаимоисключающих определений понятия <метод обучения> и около двух десятков классификаций методов обучения. До сих пор нет единого видения структуры метода обучен ...
Общие педагогические способности
Многочисленные психолого-педагогические исследования, проведенные Н.В. Кузьминой, показали, что саморазвитие педагогов обеспечивается достаточно высоким уровнем сформированности у них таких общих способностей, как:
- гностические;
- проектировочные;
- конструктивные;
- коммуникативные;
- орга ...
Условия проведения учебной организационно-деятельностной игры на ППФ в 2005
году; содержание игры и её результаты
В настоящее время условием возрождения организационно-деятельностной игры, как формы работы со студентами, выступило новое состояние социокультурной ситуации. Теперь с помощью игры решается другая задача, актуальная на сегодняшний день - это усиление студенческого звена в современном высшем образо ...