Со второй половины ХХ века в развитых странах и в науке, и в общественном сознании, и в социокультурной политике преобладает концепция «культурного детерминизма». Культурологический подход (понятийно-ценностный) акцентирует главное достоинство человека - наличие и развитие такой его сущностной силы как высокоразвитое мышление и обеспечивает не только выживание вида, но и развитие как совершенствование. Основным законом культурологического подхода выступает коэволюция человека, являющегося одновременно и субъектом, и объектом культуры, и культуры как способа существования человечества, а социальной формой - гуманное антропоцентрическое общество.
Новая парадигма образования полагает одним из важнейших направлений его культурологизацию. Ибо образование как сфера специфической деятельности является, в первую очередь, составной частью культуры, причем играет в ней стержневую роль (Н.Киященко). Культурологическая парадигма, основываясь на восприятии общего образования как важнейшей части культуры, исходит из представления, что сама система школьного образования должна отражать состояние (тип) культуры, отвечая в своих основных содержательно-структурных параметрах ее содержанию, формам и тенденциям развития.
Общее образование – это оптимальный механизм обеспечения устойчивого существования культуры. Следовательно, цель общего образования:
1) как определенной сферы духовной деятельности - совершенствование ребенка посредством целенаправленного и специально организованного приобщения к культуре как способу существования и совокупности зафиксированных результатов духовной деятельности;
2) как социокультурного института - трансляция смыслов в форме информации и способов ее эффективной обработки, а также социально значимых фрагментов опыта;
3) как общеобразовательного учреждения - создание наиболее благоприятных условий для инкультурации и культуризации школьников.
Существующий ныне культурологический подход в сфере общего образования закономерен, естественен и органично вытекает из природы (сущности) человека. Культурологический подход в общем образовании обеспечивает эффективность процесса перевода достижений культуры как общественного явления в план личностного бытия. Решение данной задачи видится нам в культурологизации общеобразовательной школы. Это нужно:
- во-первых, ребенку, т. к. человек не обладает от рождения единством сущности и существования, оно достигается только в процессе духовного развития, основой которого является самоопределение в культуре; но глубокая семантическая зашифрованность культуры делает ее принципиально закрытой, фактически недоступной для самостоятельного овладения ребенком, требуются сознательно организованные целеосмысленные усилия по включению его в мир культуры; только в этом мире возможно свободное саморазвитие и формирование личности во всей ее полноте;
- во-вторых, культуре, т. к. школьник, включаясь в духовно-практическую деятельность по производству себя как духовного существа, обогащает культуру созданными духовными ценностями, в том числе - своей личностью, позицией или культурной ролью; прогресс культуры напрямую зависит от активности и позитивной направленности духовной деятельности каждого, и наоборот - чем полнее каждый из них включится в этот процесс, тем более благоприятной станет культурная жизнь для самореализации обучающегося, и в тем большей мере она сможет оказывать обратное влияние на общество.
Поэтому наиболее эффективны и перспективны те модели общего образования, которые позволяют построить новые стратегии социального и культурного поведения, превращают свод гуманитарного знания в новую парадигму исторического действия - тем более, что согласно синергетике, существует возможность преобразовывать социум не методом многократных проб и ошибок, а резонансно возбуждая надлежащие формы социальной организации. Непременным и необходимым условием этого процесса является изменение умонастроения и устремлений индивидов, что ведет к изменению социально-психологического и социокультурного климата общества.
В сегодняшней социокультурной ситуации появилось принципиально новое для российского менталитета понимание школьного образования как личностно-ориентированной культурной (а потому - творческой) деятельности. В соответствии с ним общеобразовательная школа должна быть культуросообразной, культуроемкой и культуротворящей. Культурная школа – «точка приростания» («ростовая точка») культуры нашего общества.
С позиций культурологического подхода главной целью общеобразова тельного учреждения является создание наиболее благоприятных условий для достижения ребенком самотождества через развитие сущностных сил и форми рование личности в социокультурном смысле.
Организация и методика исследования
Исследование проходило в специальной (коррекционной) школе-интернате №8 VIII вида Железнодорожного района г. Красноярска. Исследование проводилось во 2 «а», 2 «б», классах. Общее количество учащихся, принявших участие в исследовании, составило 14 человек.
Для достижения цели нашего исследования – ...
Урок-эссе
Современный подход к изучению английского языка предполагает не только получение какой-то суммы знаний по предмету, но и выработку собственной позиции, собственного отношения к прочитанному: соразмышления, сопереживания, сопряжения своего и авторского "я".
Словарь кратких литературоведч ...
Методы решения насущных вопросов
Механизмами достижения новых целей инженерного образования России могут, прежде всего, стать концентрация ресурсов на приоритетном направлении подготовки инновационных менеджеров, использования известного метода параллельного планирования и проектирования, активного выхода в мировое информационное ...