Методика анализа эпического произведения в значительной степени опирается на своеобразие рода и жанра. Вот как решает в данном случае проблему анализа произведений М. А. Рыбникова: «Методические приемы диктуются природой произведения . Балладу можно разобрать с помощью плана, но вряд ли следует планировать лирическое стихотворение. Маленький рассказ читается и разбирается в полном его объеме. Из романа мы выбираем отдельные, ведущие главы и одну из них читаем в классе, другую дома, третью тщательно разбираем и пересказываем близко к тексту, четвертую, пятую, шестую разбираем в более быстром темпе и пересказываем кратко, отрывки из седьмой и восьмой глав даются в форме художественного рассказа отдельными учениками, эпилог рассказывает классу сам учитель. Загадка отгадывается и повторяется наизусть, пословица объясняется и сопровождается житейскими примерами, басня разбирается в расчете на осознание выраженной в ней морали» .
Рассказ — основной эпический жанр, изучаемый в V- IX классах.
Первоначальное представление об этом жанре учащиеся получают в пятом классе, когда читают рассказы «Муму» И.Тургенева, «Теплый хлеб» К.Паустовского, «Васюткино озеро» В Астафьева.
Разбирая рассказы в 5-6 классах, учитель останавливает внимание учеников на следующих признаках этого жанра:
1) Рассказ (имеются в виду реалистические рассказы, изучаемые в неполной средней школе) отличается от сказки тем, что в нем описывается действительная жизнь.
2) Рассказ – это сравнительно небольшое повествование о событиях, происшедших с действующими лицами. Так, в «Васюткином озере» рассказывается о том, что произошло с Васюткой, заблудившемся в лесу.
3) В основе рассказа обычно лежит один эпизод. В «Васюткином озере» таким основным эпизодом является спасение.
4) Наряду с повествованием в рассказе вводятся описания: описывается наружность действующих лиц, предметы, явления природы.
5)Значительное место в рассказе занимают речи, высказывания действующих лиц. Обычно это бывают диалоги.
6) Для чего в рассказе излагаются события, передаются диалоги и описываются люди или природа? Для того, чтобы раскрыть личные качества, характеры и взаимоотношения действующих лиц. Характеры людей – самое главное в рассказе: через них выясняется основное содержание произведения. Так, в «Васюткином озере» раскрывается характер Васютки.
7) Среди героев рассказа выделяется один- два главных героя, все остальные рассматриваются как второстепенные.
В шестом классе на рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» можно обобщить эти стороны рассказа и дать определение этому жанру.
Следующие рассказы, вошедшие в программу 8 класса, как «После бала», «Фотография, на которой меня нет», еще больше закрепят знания учащихся о специфике рассказа.
Ясно, что, чем больше ученики будут ориентированы в составных элементах и общей структуре рассказа как вида литературных произведений, тем легче им будет анализировать и каждый конкретный рассказ в отдельности.
Рассказ — основной эпический жанр, изучаемый в V- IX классах.
Первоначальное представление об этом жанре учащиеся получают в пятом классе, когда читают рассказы «Муму» И.Тургенева, «Теплый хлеб» К.Паустовского, «Васюткино озеро» В Астафьева.
Методика изучения лирики в старших классах
В методике изучение лирики считается более сложным, чем изучение лирики и драмы. Этот факт обуславливается рассмотренными нами в первом параграфе специфическими чертами данного рода. Анализ лирического произведения представляется сложным для учеников в первую очередь из-за того, что лирика обращае ...
Основы дизайна для учащихся 10-11 классов
На протяжении многих лет в общеобразовательной школе господствовала концепция трудового обучения: воспитание трудолюбия, политехническая подготовка и ранняя профориентация. Сегодня школа ориентирована на общечеловеческие ценности, гуманизацию, вариативность, подготовку учащихся к непрерывному обра ...
Содержание и анализ опытно-экспериментальной работы
Опытно-экспериментальная работа по повышению вычислительной культуры школьников была проведена в 6-а классе средней школы №51 г. Кирова.
Для эксперимента был взят общеобразовательный класс со средней успеваемостью.
В начале каждого урока ученикам предлагались карточки с заданиями на отработку од ...