Особенности изобразительной деятельности дошкольника

Страница 1

У ребенка в период его взросления активно проявляется интерес ко всем видам изобразительной деятельности. Каждый ребенок с двух - трех лет и до подросткового возраста рисует грандиозные, многофигурные со сложным переплетением сюжетов композиции, рисует вообще все, что слышит и знает, даже запахи. Однако интерес к этой деятельности проходит в большинстве случаев. Верными рисованию и живописи остаются только художественно одаренные люди. Дети одного возраста на всех континентах в своих рисунках обязательно проходят одни те же стадии: «каракули», «головоноги», «прозрачность», «добавочные носы детской логики».

Рисование – это один из путей совершенствования организма. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребенок усваивает понятия «вертикаль» и «горизонталь», отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем ребенок постигает формы, свойства материалов, постепенно осмысливает окружающее. Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование дает возможность в образной форме выразить то, что уже узнал дошкольник и что он не всегда может выразить словесно. Рисование способствует развитию: зрения, координации движений, речи, мышления, помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, упорядочить все более усложняющиеся представления о мире.

С возрастом дети перестают рисовать, потому что большее значение приобретает слово. Так к моменту начала обучения в школе у ребенка активно начинает развиваться словесно-логическое мышление. В психолого-педагогической практике существует ряд развивающий, диагностических и коррекционных методов, основанных на рисовании и живописи (методы арттерапии и изотерапии). На детей изотерапия действует особенно успешно, потому что рисование - естественная потребность ребенка, так как у дошкольника нет «комплекса неумения».

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего личностного, эстетического, нравственного, трудового и познавательного развития детей. О том, что рисование важно для развития эмоциональной, волевой сферы, внимания, памяти, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений, писали многие педагогические деятели: Фребель, Каменский и другие. Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством эстетического воспитания. Художники Древней Греции считали, например, что обучение рисованию не только необходимо для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности.

Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма — компонентов эстетического чувства и становятся базой для развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Дети очень любят рисовать. Как только маленькая ручка становится способной ухватить карандаш, сразу же у ребенка появляется стремление что-то изобразить на листке бумаги. А также – на стене, на асфальте, короче, вообще, на всем, на чем можно оставлять заметные следы. На этой особенности изобразительной деятельности дошкольника и основываются нетрадиционные способы рисования.

Изобразительная деятельность детей изучается психологами с разных сторон: как происходит возрастная эволюция детского рисунка, проводится психологический анализ процесса рисования, анализ связи умственного развития и рисования, а также связи между личностью ребенка и рисунком. Но, несмотря на все эти разнообразные подходы, детский рисунок с точки зрения его психологической значимости изучен еще недостаточно. С этим связано большое число разноречивых теорий, объясняющих психологическую природу детских рисунков. Зато в отношении возрастной эволюции изобразительной деятельности детей ясности несколько больше.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Предмет, цель и задачи логопедии
Логопедия — это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия. Предметом логопед ...

Специфика урока иностранного языка
У урока иностранного языка особенная специфика, которую учитель иностранного языка не может не учитывать. В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкульт ...

Специфика образовательного процесса лицеев
Лицей – «вид общеобразовательного учреждения, обеспечивающий непрерывность среднего и высшего образования». Лицей дает повышенную подготовку по отдельным предметам различных циклов, осуществляет раннюю профилизацию, обеспечивает максимально благоприятные условия для развития и постоянного наращива ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru