1. Цель программы: развитие эмоциональной сферы и самосознания у детей дошкольного возраста.
Задачи программы:
1. Изучение самосознания дошкольников и особенностей их эмоциональной сферы.
2. Формирование чувства причастности и нужности.
3. Приобретение ребенком положительного опыта успешной деятельности.
4. Формирование позитивной «Я» - концепции.
5. Развитие эстетических и коммуникативных навыков.
6. Расширение осознания эмоциональных переживаний и их дифференциация.
7. Формирование волевых качеств личности.
8. Гармонизация взаимоотношений в группе и семье.
3. Предмет и объект коррекционно-развивающих занятий:
Предмет коррекции: эмоционально-волевая сфера личности и самосознание.
Объект коррекции: группа детей дошкольного возраста 5-6 лет (не больше 7 человек).
4. Содержание коррекционно-развивающей программы.
Установочный блок включает в себя установление контакта с родителями и работниками дошкольного учреждения. Выявление наиболее актуальных проблемных вопросов.
Просветительский блок реализовывался в соответствии с воспитательной работой в дошкольном учреждении. Просветительская работа с воспитателями о способах нетрадиционного рисования в дошкольном учреждении. Проводится в форме дискуссионной беседы с воспитателями и родителями.
Диагностический блок. Включает в себя осуществление первичной диагностики детей дошкольного возраста. Рекомендуемые методы: наблюдение, беседа, проективные методы.
Коррекционно-психологический блок, содержание которого представлено в таблице ниже, реализовывается два раза в месяц.
Заключительный блок. Основная цель этого блока оценка результативности коррекционно-развивающих занятий. Методы диагностики: наблюдение, беседа, проективные методы.
Тематический план занятий.
1. Тема: Диагностико-прогностический блок. Цели и задачи: Определить уровень самооценки, особенности самосознания и внутрисемейных отношений.
Наименование форм работы, упражнений: Беседа с воспитателями, родителями, наблюдение за игровой деятельностью, свободная игра, свободный рисунок.
Количество занятий: 1 занятие.
2. Тема: Просветительский блок. Цели и задачи: Расширить представления воспитателей и родителей о способах совместной развивающей деятельности с ребенком дошкольного возраста.
Наименование форм работы, упражнений:
· Беседа с родителями о возможностях использования нетрадиционных способах рисования и их преимуществах.
· Дискуссионная беседа с воспитателями и правилах использовании нетрадиционных способах рисования в дошкольном учреждении
Количество занятий: 2 занятия.
3. Тема: Коррекционно-психологический блок Цели и задачи: Развитие самосознания дошкольников и эмоциональной сферы, формирование чувства причастности и нужности, развитие эстетических и коммуникативных навыков, расширение осознания эмоциональных переживаний и их дифференциация, формирование волевых качеств личности, гармонизация взаимоотношений в группе и семье.
Наименование форм работы, упражнений:
В начале каждого занятия с детьми проводится разминка. Это могут быть подвижные игры. На протяжении всего занятия необходимо так же делать перерывы – физминутки. Они позволят снизить утомляемость ребенка, переключиться на другой вид деятельности и дать возможность высохнуть краскам, если это необходимо для дальнейшей работы.
Используемые методы коррекции:
· дети вместе со взрослым смешивают цвета в разных сочетаниях, наблюдают, обсуждают, как меняется их «характер», «настроение». При этом важно спрашивать ребенка, как он выбирает цвета для работы, и поддерживать, одобрять, если он руководствуется чувствами, которые тот или иной цвет вызывает, соотносит его с общим настроением, которое хотел выразить в рисунке. Исходя из этого темы для рисования даются необычные, сказочные: «Зонтик Оле-Лукойе», «Живые облака», «Волшебное яблоко», «Салют из ниток», «Композиторы», «Чудесные картинки», «Дворец из пены» и т.д.
Использование компьютерных средств обучения в образовании
На ранних стадиях развития человечества, когда обучение было непосредственно связано с трудовой деятельностью взрослого, дети не испытывали значительных затруднений, чтобы представить и понять то, чему их учили. С появлением письменности и книг обучение стало более сложным и трудным. Возникает про ...
Психологические основы
При разработке уроков следует обратить внимание на основные психические процессы человека, потому, как и общедидактические принципы обучения, и основные методы обучения основываются на психических процессах человека.
Различают следующие психические процессы:
- ощущение;
- восприятие;
- внимани ...
Методические рекомендации по развитию психомоторики детей со стертой
дизартрией
В экспериментальной части исследования мы определили уровень сформированности психомоторики детей со стертой дизартрией: высокий уровень мы выявили только в методике №1 – обследование общей моторики (80%), что говорит о том, что у детей 5 лет со стертой дизартрией достаточно развита произвольная о ...