Позиция выбора, касающаяся ближайшего будущего, должна быть предельно ответственна, т.к. выбирая ту или иную траекторию жизни, а в большинстве случаев – образовательную, школьники рискуют своим будущим.
Проблема относительно принятия «правильного решения» глубока и зачастую не принимается во внимание, как родителями, так и, тем более, новоиспечёнными выпускниками. Когда семья производит выбор вуза, она руководствуется либо своими определенными принципами, либо этот выбор осуществляет выпускник под влиянием случайных факторов:
- «за компанию» с одноклассниками;
- по настоянию родителей, которые часто переоценивают или наоборот недооценивают способности и возможности своих детей;
- по предельно близкому расположению здания вуза к месту проживания;
- по относительно низкой плате за обучение;
- из-за влияния СМИ и из-за влияния общих стереотипов на выпускника( выпускник считает, что располагает достаточной информацией о той или иной профессии и именно этим объясняет свой выбор дальнейшего обучения).
Только в этот момент и может происходить некоторый процесс, отдалённо напоминающий самоопределение школьника, заключающееся всего лишь в выборе места дальнейшего получения образования. Противоречие здесь заключается в следующем: выпускник школы хочет получить хорошее, нужное ему, высшее образование, для этого он определяется с выбором вуза, но в современной образовательной сфере сделать это просто не возможно. Позиция выпускника обозначена так: «Не туда! И не туда. Остаётся только туда» – от отрицательного, вместо чётко осознаваемой цели, насчёт вхождения в сферу высшего образования вообще. Если раньше – лет 15 тому назад задумываться над этим выпускнику школы не приходилось, потому что люди всегда были встроены в различные организации: пионерия, профсоюзы и т.д., задающие направление на будущее этим людям, то теперь, в современном обществе, самостоятельное определение себя играет большую роль в становлении своей жизненной траекторрии.
Выпускники, решившие поступать в вуз, не учитывают так же и того момента, что в любом вузе набор специальностей лишь в некоторых аспектах соответствует запросу современного рынка труда. Проучившись, казалось бы, на приемлемой специальности в вузе, зачастую можно не найти себе место на действующем рынке труда. Так зачем тогда окунаться в заведомо обречённый на неуспех процесс? Прожить пять лет, гордо причисляя себя к сообществу студенчества?
По нашему мнению, правильным решением выпускника в ситуации его неопределённости, может быть выбор в пользу отложения получения высшего образования на некоторый промежуток времени. Только когда точно знаешь, что от высшего образования хочешь получить, можно приходить в вуз и «брать» необходимые знания, соответствующие высшему образованию.
К сожалению, данная тенденция на стремительное получение высшего образования прочно укоренилась в сознании нашего общества, хотя «видения» себя в рамках конкретных специализаций, направлений, действующих в вузах у 18-летних подростков нет.
В подтверждение вышесказанного, хочу привести статистические данные центра социально-профессионального самоопределения Института содержания и методов обучения РАО, по которому:
- половина учащихся, как правило, своё профессиональное будущее не связывает с собственными реальными возможностями и потребностями рынка труда;
- 46% респондентов ориентируются на поддержку со стороны взрослых (родителей, родственников, знакомых);
- 67% - не имеют представления о научных основаниях выбора профессии, не владеют информацией о требованиях профессии к её «соискателям», не умеют оценивать свои возможности;
- 44% не осведомлены о том, где учиться, чтобы получить профессию по интересующей их сфере труда.
К причинам сложившегося положения следует отнести ряд причин: во-первых, школьник не может обнаружить у себя такой способности, как самоопределение, потому что в его жизни в школе невозможно выделить опыт её приобретения и использования; во-вторых – и родители, которые жизнь прожили без этой способности, выпускнику не помогут.
Тогда всё внимание обращается на внешние, по отношению к семье, инстанции. И здесь выделяются следующие причины: отсутствие государственной заинтересованности в социальном сопровождении подготовки будущих кадров ещё cо школьной скамьи, а так же нежелание педагогической общественности уделять должное внимание личностному самоопределению школьников.
Анализ учебников на аутентичность
С течением времени учебных пособий по английскому языку для 5 класса, рекомендованные Министерством образования РФ (ранее – СССР) становилось все больше. Так, долгое время в качестве базового учебного пособия использовался учебник Старкова А.П. «Английский язык. Учебник для 5 класса общеобразовате ...
Анализ урока производственного обучения
Специальность: штукатур, маляр, плиточник.
Проводил: Процко Е.И.
Тема урока: приёмы набрасывания раствора из сокола.
Цель урока:
v Обучающая: освоить приемы набрасывания раствора с помощью сокола.
v Развивающая: развить у учащихся творческого подхода к выполняемой работе, в устранении ошибок. ...
Структура сюжетно-ролевой игры
Игра как отражательная деятельность является вторичным этапом в познании ребенком действительности. Однако в сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются и уточняются, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического позна ...