Из истории появления лицеев

Появление лицеев относят к началу 19 века. В 1803-1918 гг. лицеи - привилегированные учебные заведения с программой средней и высшей школы и сроком обучения от 6 до 11 лет. Готовили там главным образом чиновников для государственной службы.

Первый лицей в России – Александровский.

Александровский лицей. В 1810-1918 гг. (С 1810 по 1843 - Царскосельский лицей). Создан согласно высочайше утвержденному положению о лицее от 12 августа 1810 года. До 1822 года находился в ведении Министерства народного просвещения, в 1822-1843 гг. - в ведении Управления военно-учебных заведений, с 1843 года - Четвертого отделения Собственной е.и.в. канцелярии. Именным указом от 6 ноября 1843 года переименован в Александровский лицей. Являлся закрытым сословным учебным заведением. Первоначально согласно высочайше утвержденному положению от 12 августа 1810 года в Лицеи принимались дети дворян, по высочайше утвержденному уставу от 10 апреля 1848 года только дети потомственных дворян, внесенных в 6-ю или 5-ю части Родословной книги, и гражданских чиновников не ниже 5-го класса.

По высочайше утвержденному положению от 7 мая 1877 года Лицей имел 6 классов гимназических и 3 - университетских; программа младшего отделения приближалась к курсу классических гимназий, на старших преподавались дисциплины юридического факультета университета. Кроме того, в программу было включено изучение русской и всеобщей литературы и истории. Выпускники Лицея при поступлении на службу получали чины от 12-го до 9-го класса в зависимости от успехов в учебе.

По окончании Лицея и получении классных чинов выпускники могли продолжать обучение в университете по избранному ими факультету с зачислением этого времени в действительную службу и получением жалования. 1 августа 1917 года постановлением Временного правительства Лицей был передан в ведение Министерства народного просвещения, а согласно декрету СНК от 30 мая 1918 года «Об объединении учебных и образовательных учреждений и заведений всех ведомств в ведомство Народного комиссариата по просвещению» прекратил существование.

Лицей в память цесаревича Николая. В 1868-1918 гг. Открыт 13 января 1868 года на средства М.Н. Каткова и П.М. Леонтьева. По высочайше утвержденному 12 июля 1869 года уставу лицейское обучение предусматривало 8 классов гимназии и 3-летний университетский курс. Непосредственно в Лицее преподавалось только несколько предметов университетского курса, занятия по остальным предметам студенты посещали в Московском университете в качестве вольнослушателей.

Университетские классы делились на факультеты: юридический, историко-филологический, физико-математический. По Временному положению от 26 апреля 1906 года об университетских классах Лицея обучение на них должно было соответствовать программе юридического факультета университета, а гимназический курс - курсу классической гимназии.

Устав Лицея в память цесаревича Николая (1906 г.) устанавливал ценз, связанный с вероисповеданием, - в Лицей принимали только христиан. Все Лицеи находились в ведении Министерства народного просвещения. Окончившие Лицей получали те же права, что и лица, окончившие университет: при поступлении на государственную службу им присваивались чины 14-12-го классов.

Лицей в память цесаревича Николая прекратил существование согласно декрету СНК от 30 мая 1918 года «Об объединении учебных и образовательных учреждений и заведений всех ведомств в ведомство Народного комиссариата по просвещению».

Ришельевский лицей. В 1817-1862 гг. Образован в Одессе согласно высочайше утвержденному уставу от 2 мая 1817 года. Представлял собой среднее учебное заведение повышенного типа. Система образования в Лицеи зависела от возраста воспитанников: приготовительное образование (от 8 до 10 лет), литературное образование (от 10 до 16 лет) и образование в высших науках (от 16 до 18 лет).

Приготовительное образование включало изучение закона Божьего, русской грамматики, русской истории, географии и арифметики. Литературное образование делилось на 3 класса: грамматики (10-12 лет), словесности (12-14 лет), риторики (14-16 лет).

Образование в высших науках предусматривало изучение математики, физики, механики, логики, метафизики, естественного и народного права, фортификации и артиллерии. Высочайше утвержденный устав от 29 мая 1837 года способствовал приближению Лицея к высшему учебному заведению. От Лицея была отделена гимназия.

По новому уставу Лицей имел два отделения - физико-математическое и юридическое. В 1841 году было создано камеральное отделение. Согласно именному указу от 10 июня 1862 года Лицей преобразован в Новороссийский университет.


Другие статьи:

Понятие личности и её развития
В каждой науке о человеке, к числу которых принадлежит и педагогика, «личность» является ключевым понятием. Поэтому очень важно точно разобраться в определении этого понятия. Итак, что в классическом понимании включает в себя слово «личность»? Личность - это осознание себя, внешнего мира и места ...

Электронное учебное пособие «Программирование на языке Pascal ABC» в организации элективного курса
Внедрение новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс приводит к коренному изменению функций педагога, который вместе с обучаемыми все более становится исследователем, программистом, организатором, консультантом. Это позволит усилить эмоциональное восприятие учебной информации ...

Вид домашних упражнений на отработку умений решать геометрические задачи на построение
1. Геометрически задачи на построение, содержащие численные данные. Обычно данные величины являются совершенно произвольными. Но когда ученик ознакомился с приемом, посредством которого решаются задачи такого рода, то он обычно треугольник берет произвольных размеров и формы и делит его на число ч ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru