Чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, нужно применять некоторые образовательные технологии по их здоровье сберегающей направленности.
Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставится личность ребёнка, педагог старается обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяют гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания.
Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.
Из числа здоровьесберегающих технологий хотелось бы выделить технологию «Раскрепощённого развития детей», разработанную физиологом В.Ф. Базарным.
Характерными чертами, которой является внедрение в образовательный процесс движения наглядного учебного материала.
Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке используются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные, «бегущие огоньки» (можно использовать лазерную указку). Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация; развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве, в т.ч. реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.).
Важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого можно использовать подвижные «сенсорные кресты», карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе, а также специальные «держалки», позволяющие переключать зрение детей с ближних целей на дальние.
В процессе овладения детьми письмом применяю специальные художественно-образные каллиграфические прописи перьевой ручкой, формирующие утончённое художественное чувство и развивающие психомоторную систему «глаз – рука».
Обязательным предметом в технологии является детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке. С этой целью дети посещают хоровой кружок при школе.
Одной из требований технологии – условие, отличающее все здоровье- сберегающие технологии, - регулярное проведение экспресс диагностики состояния детей и отчёт перед родителями о полученных результатах.
При использовании технологии Базарного результаты внедрения обучения по его системе показывают снижение показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогическом коллективах, активное приобщение родителей школьников к работе по укреплению их здоровья и т. п., т. е. все признаки, которые характерны для школ, в которых целенаправленно занимаются здоровьем своих воспитанников. Это позволяет рассматривать технологию В.Ф. Базарного как здоровьесберегающую.
Этапы выполнения условий реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе:
1 этап – создание оптимальных санитарно-гигиенических условий:
- Соблюдение теплового режима;
- Поддержание в помещениях школы чистоты;
- Соблюдение нормативов освещенности в классах;
- Соблюдение гигиенических норм и правил обучающимися;
- Организация здорового, витаминизированного и разнообразного питания обучающихся школы;
- Осуществление мер, предупреждающих распространение инфекционных заболеваний обучающихся;
2 этап - условия для здоровья на уроках:
Санитарно-гигиенические условия (в дополнение к вышеизложенным) и условия, учитывающие физиологию человека:
- Формирование правильной осанки;
- Правильное размещение обучающихся при посадке, учитывающее состояние здоровья, смену места и т.д.;
- Физкультминутки ;
- Использование мебели, соответствующей росту обучающихся;
Морально–психологические:
- Деловая, деятельная атмосфера;
- Уверенность в успехе;
- Доброжелательность;
- Раскованность (отсутствие всяческих психологических «зажимов»).
3 этап - формирование социально-психологического климата в классе, отвечающего следующим требованиям:
- Перспективность, оптимистичность;
- Жизнерадостность;
- Уверенность в успехе, результативности, как в личной, так и в коллективной деятельности;
Понятие «качество образования»
Слово «качество» производно от слов «как», «какой», «обладающий какими свойствами». В практике обычно пользуются одной из двух трактовок этого понятия – философской или производственной.
Понятие «качество образования» в его философской интерпретации может быть применено и к различным моделям обра ...
Типы текстов. Структурные и языковые особенности текста-рассуждения. Устные
рассуждения в речи учителей и учащихся
Развитие речевой деятельности детей происходит на всех уроках обучения: и естествознания, и музыки, и математики и др. Однако основной базой для решения задач развития речевой деятельности являются уроки русского языка и литературы. Рассмотрим возможности реализации задач развития речи на уроках р ...
Методика проведения констатирующего эксперимента
Констатирующий эксперимент проводился в ноябре 2004 года в подготовительной группе ДОУ №78. В эксперименте принимала участие подгруппа детей: четыре девочки и шесть мальчиков, возраст которых от 5, 8 до 6, 7 лет.
В ходе проведения констатирующего эксперимента был выявлен уровень сформированности ...