Детство – период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых – привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство, чувство патриотизма к Родине и родным истокам.
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.
Россия – родина для многих, но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Именно поэтому духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.
Ещё в своё время К.Д. Ушинский отмечал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».
Так, нельзя сказать, что педагоги раньше этого не понимали. Однако, типовая «Программа воспитания и обучения детей в детском саду» как руководство и основной документ для воспитателей таких задач не ставила. Правда, уже в младших группах Программой предусматривалось приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, качалкам, игрушке-забаве и др.), малышей знакомили с русскими народными играми, хороводами, народными песнями, потешками, скороговорками, сказками, загадками. Кроме того, в Программе присутствовали задачи по знакомству детей с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, каргопольской, филимоновской игрушкой. От возраста к возрасту усложнялись задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов в народном искусстве, выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом.
Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были отрывочны и поверхностны. Можно предположить, что это происходило потому, что в «Программе…» задачи по знакомству дошкольников с родной культурой были сформулированы слишком обобщённо. Например: «Воспитывать любовь к Родине, родному городу, селу»; «Познакомить с некоторыми изделиями народного искусства» и т.п. При этом совершенно не обозначенными оставались средства и методы решения данных задач, а у педагога чаще всего не было соответствующих материалов и пособий. Окружающая действительность также не давала возможности реально приобщать детей к народной культуре.
Давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, достаточно редко (от случая к случаю) используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях. Поэтому многие педагоги, опрометчиво считая, что некоторые слова и выражения фольклорных произведений недоступны детям, или сами не понимая и не умея их объяснить, упускали в них очень важные смысловые оттенки или пересказывали русские народные сказки на современном языке. Воспитатели зачастую недооценивали присказки, заклички, потешки, поговорки, народные игры, плохо их знали наизусть и поэтому не всегда могли использовать к месту. Музыкальные руководители, воспринимая народные песенки как попевки-распевки, почти не включали их в игры и праздники, увлекаясь современным материалом.
Исходя из вышеизложенного, для практической работы (как одно из направлений в работе с детьми по музыкальному воспитанию) по патриотическому воспитанию (другими словами, приобщению детей к истокам русской народной культуры) мною были определены приоритеты в предполагаемой работе:
Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
Использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, ярмарки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Профессионально-педагогическая ролевая игра как прием повышения речевой
активности учащихся
Ролевое общение обладает большими возможностями для дальнейшего совершенствования учебного процесса по иностранному языку путем формирования и активизации у обучающихся умений и навыков творческой мыслительной, познавательной и коммуникативной деятельности.
Игра – особо организованное занятие, тр ...
Особенности изучения табличного умножения и деления в системе
Л.В. Занкова
Табличное умножение и деление, как определено программой начальной школы по системе Занкова, начинается изучаться во втором классе. Как и в традиционной программе, умножение рассматривается как действие, заменяющее сложение в случае равенства слагаемых. Деление же возникает как действие обратное у ...
Обучение иноязычной речи в сотрудничестве с использованием проектной методики
Изучение языка не всегда продвигается так, как мы этого хотим. На промежуточном уровне может возникнуть момент, когда требуется дополнительный импульс, стимул для изучения иностранного языка. Таким стимулом вполне может стать проектная работа. Мотивация лежит в самом проекте. Ученику, наконец, пре ...