Гипотеза исследования

«Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов» – так записано в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы» (16.02.2001).

Закон РФ «Об образовании» обозначил задачей дошкольного образования «…развитие полноценной, разносторонней творчески активной личности…».

Исходя из социального запроса общества (отраженного в вышеназванных документах) в настоящее время становится весьма актуальной проблема патриотического воспитания детей и развитие их творческого потенциала, что послужило основанием для более широкого изучения народной педагогики, которая берет свое начало у К.Д. Ушинского.

К.Д. Ушинский отмечал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях первые и блестящие попытки раскрытия национальной самобытности. На основе наследия К.Д. Ушинского отечественная педагогическая наука рассматривала народную педагогику как соединение эмпирических педагогических знаний с опытом народных масс. Она основывалась на традиционно сложившихся в народе воззрениях на цели и задачи воспитания детей.

Народная педагогика использовала для достижения своих целей:

фольклор (предания, загадки, пословицы, поговорки, сказания, былины, сказки и т.п.);

народную музыку (бытовые, колыбельные и обрядовые песни);

народный театр (Петрушка, скоморохи и т.п.);

изобразительное прикладное искусство (лубок, различные виды росписи и т.д.);

быт и межличностные отношения в семье.

Таким образом, еще в 60–70 гг. XIX века народное творчество легло в основу русской педагогической системы, в том числе и дошкольного воспитания, и произошло соединение народной и теоретической педагогики.

Современная дошкольная педагогика широко использует все богатство накопленного опыта.

Считаю, что элементы народной педагоги (в выше обозначенном контексте) можно использовать в практике работы с детьми дошкольного возраста на занятиях по музыкальному воспитанию.

Таким образом, цель исследования: установить степень эффективности применения фольклора в практике работы по патриотическому воспитанию и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме использования фольклора и его воспитательных возможностей в вопросах патриотического воспитания и развития творческих способностей у детей дошкольного возраста на занятиях по музыкальному воспитанию.

Изучить особенности музыкального творчества детей дошкольного возраста с целью определения стратегии в применении фольклора в патриотическом воспитании и развитии творческих способностей.

Определить эффективность работы по использованию народного творчества как средства патриотического воспитания и развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Разработать методические рекомендации для воспитателей, музыкальных руководителей и родителей по использованию воспитательных возможностей фольклора для развития творческих способностей и патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: влияние народного творчества на патриотическое воспитание и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.

Объект исследования – фольклор как средство воспитания и развития.

Субъект исследования: дети дошкольного возраста:

2004–05 уч. год – 1 младшая группа – 20 человек

средняя группа – 25 человек всего 67 человек

старшая группа – 22 человека

2005–06 уч. год – 2 младшая группа – 20 человек

старшая группа – 25 человек всего 67 чел.

подготовительная группа – 22 человека

Гипотеза: предполагаю, что в ходе систематической, целенаправленной и планомерной работы произойдут качественные и количественные изменения показателей музыкального творчества у выделенной группы дошкольников посредством использования фольклора как одного из средств развития творческих способностей и патриотического воспитания.

Методы:

диагностика показателей музыкального творчества: констатация и контрольный срез: восприятие музыки, пение, музыка и движение, элементарное музицирование, песенное творчество, танцевальное творчество, музыкально-игровое творчество, импровизационное музицирование;

анализ полученных результатов

выводы по цели исследования


Другие статьи:

Базовые педагогические способности
Отечественные исследователи педагогических способностей на основе положений С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова в 60-е гг. прошлого века выделили целый набор педагогических способностей. Круг педагогических способностей очень велик. Он охватывает всю структуру педагогической деятельности. Психологи и п ...

Краткий обзор системы женского среднего образования в нашем городе с XIX века до 1917 года
В книге «Ярославль. История города в документах и материалах» я нашла статистические данные за 1914 по женским учебным заведениям г. Ярославля. В 1914 году в Ярославле было 2 женских духовных училища, в которых обучалось 616 учащихся и 5 женских гимназий с общим количеством гимназисток 1913. Таким ...

Методика организации работы с семьями учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью при формировании социально-трудовых навыков
Актуальность проблемы социальной дезадаптации детей и подростков в последние годы значительно возросла, что отмечается специалистами различного профиля, работающими с данной категорией лиц. Одной из групп риска по указанному фактору является группа детей с умственной отсталостью (УО), что особенно ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru