Слова "гуманитарный профиль" понимаются по-разному. Многие видят в нем вариант компенсированного обучения математике, ориентированного на тех, кто математикой заниматься не хочет и/или не может. Более серьезная точка зрения ориентирована на принципиальную перестройку курса математики в сторону его общекультурной составляющей, что потребует значительного расширения визуально-образных и ассоциативных способов познания (за счет сокращения его алгоритмической составляющей), изменения характера приложений и возможного усиления логики и дедукции.
С проблемой профилизации обучения тесно связана проблема его индивидуализации.
Отказ от позиций единого подхода к обучению, его целям и результатам, произошедший на грани 80-х и 90-х годов (связанный, разумеется, с общей демократизацией общественной жизни), выдвинул на первый план проблему дифференциации обучения. Решение этой проблемы шло двумя путями - созданием профильных классов и школ и публикацией разнообразных дидактических материалов. Появились параллельно действующие учебники, стали разрабатываться различные программы и системы обучения. Работа по дифференциации обучения имела, несомненно, положительные результаты, однако меняющиеся социальные условия жизни обострили всегда существовавшую потребность в индивидуализации обучения.
Появилась потребность в разработке технологии, которая обеспечила бы индивидуальную траекторию обучения, способную учесть реально достигнутый уровень образования и воспитания подростка, а затем гибко реагировать на происходящие изменения.
В поисках решения названной проблемы международная группа педагогов-исследователей в 1988 - 1990 гг. начала теоретическую и практическую разработку новой педагогической системы, называемой продуктивным обучением. Основные положения концепции таковы.
1. Обучение реализуется в виде последовательности учебных модулей, составляющих индивидуальную образовательную траекторию участника программы.
2. Учебный модуль представляет собой самостоятельный фрагмент учебной программы, имеющий четкую учебную цель и завершающийся "продуктом" - отчетом, рефератом, защитой проекта и т.п. Модули часто имеют интегративный характер, соединяя задания из разных образовательных областей. Модуль может выполняться в группе или самостоятельно, в стенах школы или вне ее (на "ресурсах" - местах практики) и, как правило, соединен с предпрофессиональной подготовкой.
3. Система существенно меняет взаимоотношения между учителем и учеником. Учитель становится, прежде всего, советчиком, консультантом. Большую роль играет "тьютор" - учитель, составляющий вместе с участником его образовательную траекторию, корректирующий и контролирующий ее.
4. Повышается ответственность участника за свое образование. Развитие необходимой мотивации поддерживается участием во "взрослой жизни" (прохождение системы практик). Развиваются коммуникативные навыки. Большую роль играет компьютерная техника, работа на которой входит в обязательную программу (мастерские продуктивного обучения).
Идеи продуктивного обучения нашли свое отражение в преподавании математики. Сюда можно отнести:
новые формы индивидуальных заданий: сюжетные циклы, исследовательские работы, игры, которые имеют вид законченных модулей, позволяющих ученику добиться запоминающихся результатов и предполагающих индивидуальный темп и стиль работы;
Изучение дислалии, как формы нарушения
звукопроизношения, в работах Гриншпуна Б.М
Отечественный дефектолог, большое внимание уделял развитию термина «дислалия».
Гриншпун Б.М., как представитель современного этапа логопедии, считал, что для логопедии как педагогической отрасли знаний важным является выделение таких признаков нарушения, которые существенны для самого логопедичес ...
Операции над объектами векторного изображения. Работа с текстом
На изучении этой темы в школьной программе отводится два часа. Включает в себя два параграфа. Изучив данную тему, учащиеся научатся совершать основные операции над объектами векторного изображения и работать с текстом.
Для ускорения и облегчения работы пользователя в графических редакторах предус ...
Наглядное пособие
После доклада ученикам следует продемонстрировать наглядное пособие по данной теме. Оно включает в себя работы художников тушью и краткую информацию о них. Каждая иллюстрация обсуждается, высказываются предположения по поводу того, как было сделано изображение, какие приемы использовались. Имена х ...