Методика оценки эффективности применения информационных ресурсов в учебном процессе

Информация о педагогике » Образовательные порталы и методика их использования в обучении » Методика оценки эффективности применения информационных ресурсов в учебном процессе

Страница 1

Разработка и эксплуатация информационных образовательных ресурсов неразрывно связана с оценкой эффективности их применения в образовательном процессе. Образовательная среда как педагогическая система, в которой реализуется учебно-воспитательный процесс, в общем случае состоит из таких элементов, как цели образования, содержание образования, преподаватель, студенты, технологическая подсистема. Сетевые информационные образовательные ресурсы (далее – сетевой ресурс) - это дидактический, программный и технический комплекс, предназначенный для обучения с преимущественным использованием среды Интернет независимо от расположения обучающих и обучающихся в пространстве и во времени. Обучение с помощью сетевых ресурсов может рассматриваться как целенаправленный, организованный процесс взаимодействия обучающихся (студентов) с обучающими (преподавателями), между собой и со средствами обучения, причем он некритичен к их расположению в пространстве и во времени.

Сетевой ресурс может использоваться в учебном процессе в различных пропорциях в очной, заочной, вечерней формах получения образования. Таким образом, сетевой ресурс - это учебно-методический интерактивный комплекс, использование которого позволяет реализовать полный дидактический цикл обучения по дисциплине учебного плана.

Дидактические свойства сетевого ресурса в процессе обучения позволяют реализовать:

представление на экранах мониторов персональных компьютеров преподавателей и студентов учебно-методической информации, а также возможность получения твердых копий целенаправленно выбираемой части информации, содержащейся в сетевом ресурсе;

диалоговый обмен между участниками образовательного процесса в реальном (on-line) и отложенном (off-line) режиме учебной, методической, научно-образовательной и функционально-производственной информацией и другой, отражающей учебно-методическую и административную информацию (в текстовом, речевом, графическом и мультимедийном вариантах) независимо от расположения участников образовательного процесса в пространстве и во времени;

обработка передаваемой и получаемой информации (хранение, распечатка, воспроизведение, редактирование) в реальном и отложенном времени;

доступ к различным источникам информации (порталам, электронным библиотекам, базам данных, ресурсам Интернет т.п.);

доступ к удаленным вычислительным ресурсам, лабораторным практикумам, учебным курсам и контролирующим материалам;

организация коллективных форм общения преподавателя со студентами и студентов между собой посредством теле и видеоконференций;

обмен определенной заранее заданной части информации в конфиденциальной форме и регламентированный доступ;

техническая консультационная поддержка функционирования сетевого ресурса.

С целью разработки методов и алгоритмов использования сетевых ресурсов в реальном учебном процессе, а также обеспечения подготовки преподавателей для самостоятельной разработки учебно-методических материалов и организации внедрения этих разработок в учебный процесс, необходимо наличие:

электронных учебно-методических комплексов по каждой учебной дисциплине;

документооборота;

преподавателей, специально подготовленных для работы в новой образовательной среде;

электронных форм проверки знаний обучающихся.

Конечной целью становится создание технологической платформы, которая позволит в полной мере использовать ресурс в реальном учебном процессе вуза.

Основными элементами (блоками) сетевого ресурса являются:

1)инструктивный блок;

Учебные планы и программы

Учебные и учебно - методические материалы

2)информационный блок;

Научные и официальные материалы

Курсы лекций

Учебная, научная и специальная литература

Иллюстративный материал

Законы и нормативные акты

Ссылки на библиотеки

Периодические электронные издания

3)коммуникативный блок; и контрольный блок.

Студенческие работы

Диссертации (авторефераты, аннотации)

Преподаватели и ученые

Образовательные и научные центры

Государственные и муниципальные органы власти

Научные, научно-практические конференции, семинары и симпозиумы

Ссылки на форумы, интернет - конференции, чаты

Профессиональные союзы, ассоциации, общества

Структура и наполнение блоков сетевого ресурса

Для создания сетевых ресурсов с помощью готовых инструментальных средств разработки и использования сетевых курсов преподавателю желательно подготовить учебный материал форме, описанной ниже.

Структура и содержание инструктивного блока.

Объем блока около 10-15 стр.

Содержание блока включает в себя:

1. Учебную программу;

2. Руководство по изучению дисциплины.

2. Информационный блок (Е-лекция)

Объем блока составляет 15-20 стр. для социально-гуманитарных дисциплин. Объем информации, которое включается в блок, равно объему содержания традиционной лекции, а количество блоков равно количеству, указанному в тематическом плане.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Фрагмент урока для 11-го класса по теме «Иррациональные уравнения»
Комментарии к уроку Тип данного урока - введение нового материала. Его основная цель - ввести понятие иррациональных уравнений и развивать умение применять способы решения иррациональных уравнений. Урок разработан таким образом, что учащиеся, путем исследования, самостоятельно выводят алгоритм ре ...

Употребление, каких терминов сегодня нецелесообразно в условиях современной гуманистической парадигмы специальной педагогики
Реформаторы пренебрегли как нормами научной этики, так и известными в науке способами упорядочения или обновления научной терминологии (опрос ведущих ученых страны по данной отрасли науки с целью выработки ими обоснования необходимости обновления понятийного аппарата; выработка рабочего определени ...

Результаты исследования по использованию элективного курса по информатике для учащихся 9-х классов в качестве предпрофильной подготовки
Изучение информатики ведется в 8–9 классах в рамках предметной области «Информатика и ИКТ» в соответствии с ФГОС 2004 г. и на основе основной образовательной программы. (УМК Семакин И.Г.) При изучении раздела «Алгоритмизация программирование» в основной школе у выпускников будут сформированы: ос ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru