Творческие способности учащихся развиваются и в процессе импровизации, дирижирования, игры на музыкальных инструментах, сочинения музыки и стихов. Главное состоит в том, чтобы привить учащимся вкус к музыке. Понимание музыки приходит в результате вдумчивого слушания. Наблюдения и специальные исследования показывают, что ребенок с самого раннего детства должен дозированно слушать музыку. При этом дети быстрее овладевают речью, становятся более подвижными и активными в общении. В новой программе по изобразительному искусству для средней школы основной идеей является связь искусства с жизнью. Каждый год — новая ступенька в познании именно этих связей. С точки зрения формирования художественной культуры учащихся программа предусматривает прохождение трех этапов работы:
1. Основы художественных представлений (I—III классы).
2. Основы художественного мышления (знаний) (IV—VIII классы).
3. Основы художественного сознания (культуры) (IX—XI классы). Реальные связи искусства с жизнью осуществляются посредством трех элементов художественной деятельности: конструктивного, изобразительного и декоративного. Учащиеся пятых—одиннадцатых классов отдают предпочтения разным видам искусства: одни — литературе, другие — музыке, театру, кино, изобразительному искусству. Девочки, особенно в старших классах, более активны по отношению к искусству, чем мальчики и юноши. Исследователи пришли к выводу, что полезнее развивать у школьников преимущественный интерес к тем или иным видам искусства, углубленно занимаясь ими. Но при этом надо обогащать их впечатлениями от всех видов искусства. Особое место в эстетическом воспитании занимает изучение литературы. При чтении художественного произведения важно непосредственное эмоциональное его восприятие. Это — первая стадия восприятия читаемого. На второй стадии происходит понимание идейного содержания произведения. Оно не убивает эмоциональность школьника, а углубляет ее. Третья стадия восприятия художественного произведения — обдумывание прочитанного. Многое для художественного образования и воспитания школьников дают уроки истории. Учащиеся на этих уроках знакомятся с происхождением и развитием искусства, с его ролью в историческом процессе, фактами деградации искусства в условиях капитализма. Учитель имеет возможность конкретно показать учащимся как красоту героического, так и убогость пошлого в поведении людей. Колоссальные возможности для эстетического развития детей таят в себе дисциплины естественно-математического цикла. Прежде всего учитель обращает внимание учащихся на красоту изучаемых предметов, явлений и процессов. Так, учитель физики может дать учащимся задание описать вечернюю зарю с двух точек зрения — эстетической и физической. С раннего детства им приходилось всматриваться в звездное небо — впечатляющее и таинственное. На уроке перед ними ставится задача — рассмотреть физическое явление под эстетическим углом зрения. Сколько раз они любовались крупными снежинками и ледяными сосульками! Сейчас они исследуют их как физики. Новые требования озадачивают детей, пробуждают интерес. Изучение фактов, явлений, законов науки много выигрывает от того, что учитель знакомит школьников с биографиями ученых, открывших эти законы природы. Высокие нравственные и эстетические качества ученого, его мужество и живость ума — хороший пример для эстетического самовоспитания учащихся. Наконец, процесс обучения как совместная творческая деятельность учителя и учащихся должен быть безупречным с точки зрения требований эстетики. Чистота и порядок на рабочих местах, исправные наглядные и технические средства, спокойные и деловые отношения, уместный юмор учителя и учащихся — необходимые условия успешного эстетического воспитания школьников. Труд школьника, независимо от его содержания, должен быть добровольным, осознанным, творческим, обещающим радость. Педагог обладает немалым арсеналом средств формирования такого отношения к труду (разъяснение смысла и значения труда, постановка перспектив труда, коллективное решение трудовых задач, игровые моменты и др.). При этом у учащихся возникает желание соединить в труде пользу и красоту. Во всяком труде есть возможность использовать техническую эстетику, красоту оформления кабинета, мастерской, участка Завершая трудовой процесс, важно побудить учащихся почувствовать радость от полученных результатов труда: чистый класс красивое изделие, ухоженная делянка. Подведение итогов труда сопровождается, как правило, выпуском стенгазеты, фотоальбома, оформлением выставки, проведением вечера. Художественные средства этих форм работы непосредственно связываются учащимися с впечатлениями от выполненного труда и создают положительную установку на дальнейшее участие в труде. Наконец, важнейшим условием эстетического воспитания является красота отношений между учащимися в процессе труда. В совместной трудовой деятельности учитель создает атмосферу взаимопомощи, здорового соревнования, хорошее настроение. Работа в лагерях труда и отдыха, в ученических производственных бригадах планируется в единстве с досугом. В свободное время в трудовых объединениях учащиеся занимаются спортом, туризмом, художественным и техническим творчеством. Эстетическое воспитание в труде — это один из аспектов комплексного подхода к воспитанию, осуществление которого выступает важнейшим условием повышения эффективности педагогического процесса.
Система упражнений по теме «Треугольники и четырехугольники»
Данная система упражнений основывается на принципах:
Принцип наглядно-деятельностной геометрии.
Принцип познания законов природы средствами геометрии.
Принцип развития образного мышления и изобразительных умений.
Согласно учебнику по математике для 5 класса общеобразовательных учебных заведени ...
Возрастные особенности учащихся в 5-6 классах
Исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина позволили систематизировать огромный фактический материал, накопленный в области детской психологии. Л.С. Выготский ввел новую единицу анализа детского развития. Ею являются не отдельные психические процессы, которые изучает общая, генет ...
Условия развития речи у детей старшего дошкольного
возраста
Речь — это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.
Диалог, творчеств ...