Стремление к работе над собой возникает у подростка вместе с развитием самосознания, т. е. в возрасте 10— 12 лет. Потребность в эстетическом самовоспитании пробуждается у учащихся, как правило, вслед за намерением заниматься физическим и интеллектуально-волевым самовоспитанием Своевременное внимание педагогов и родителей к этому процессу значительно ускоряет ход его развития. Процесс эстетического самовоспитания основывается на сформированном ранее интересе к искусству и опыте художественной деятельности детей. Педагогическое руководство им осуществляется поэтапно, хотя и протекает не столько линейно, сколько концентрически. На первом этапе педагог побуждает учащегося познать свои склонности и интересы к искусству. Он ставит перед ними вопросы: что ему нравится в музыке, живописи, кино, спектаклях и других видах искусства? Что ему нравится в художественной литературе? Какими видами природы он любовался? В каком виде творческой деятельности пробовал свои силы? Школьник составляет самохарактеристику, которая затем корректируется наблюдениями товарищей по классу и учителей. На втором этапе учитель помогает наметить программу работы над собой и включить ее в общую программу самовоспитания. При этом важно выделить доступные виды деятельности какую литературу об искусстве прочитать, какие музыкальные вечера посетить, научиться смотреть кинофильмы, в какой кружок записаться и т. д., затем установить реальные сроки выполнения, чтобы предупредить срывы из-за перегрузки.
На третьем этапе педагог учит школьника переходить от намерений к практической деятельности и помогает организовать упражнения. Прежде всего советует установить разумный и стабильный режим, в котором надо найти место занятиям по искусству. Затем в зависимости от возраста знакомит учащихся с ме тодами самовоспитания: самоубеждением, самовнушением, само приказом, аутотренингом, методом вхождения в роль. Здесь главное, чтобы школьник не столько преодолевал себя самопринуждением, сколько научился бы хотеть, желать, а также не сникать при неудачах. На заключительном этапе педагог знакомит учащегося с методами самоконтроля, самоотчету в конце дня с объяснением причин успехов и неудач, ведению дневника.
Самовоспитание — это индивидуальная работа школьника над собой, но протекает она в ученическом и семейном коллективах Поэтому важно, чтобы школьник опирался на мнение и помощь товарищей и родителей, но последние, идя навстречу и доверяя подростку, тактично помогали ему преодолевать трудности эстетического саморазвития.
Система средств, способствующих патриотическому воспитанию
Средствами воспитания называют все те приёмы, которые ведут к конечной цели, поставленной педагогом перед собой – воспитать в ребёнке те или иные качества.
Средства подбирают для определённой педагогической задачи, причём средством может стать абсолютно любой предмет, если наделить его символичес ...
Формы и методы обучения
Методы обучения (деятельностный компонент) рис.2 обозначены с помощью двух встречных стрелок. Направленная слева направо отражает доминирующее влияние учителя на ученика. При наличии реального сотрудничества учителя и учащихся встречные стрелки изменяют свое направление и оказываются направленными ...
Россия: первые шаги в «общество знаний»
По разным причинам СССР не смог вовремя выйти из холодной войны, изменить цели своего развития, проект своего будущего так, как, например, сделал это Китай, и его правопреемнице, России, приходится начинать конкурентную борьбу за место под новым мировым экономическим солнцем заново. Определяющим з ...