Основные понятия и термины методики обучения двигательным действиям

Информация о педагогике » Методы обучения двигательным действиям » Основные понятия и термины методики обучения двигательным действиям

Способы передачи ученикам знаний и умений, способы воздействия учителя на учеников, способы работы самих учеников – все это относится к методам (в переводе с греческого – способ, путь) и методическим приемам.

Метод обучения – это система действий учителя в процессе преподавания, а ученика при усвоении учебного материала.

В соответствии с дидактической задачей и условиями обучения каждый метод реализуется с помощью методических приемов, входящих в состав данного метода: Например, метод показа может осуществляться разными приемами: показом упражнения в профиль или анфас, показом в необходимом темпе или замедленно и т. п.

Методический прием – это способ реализации метода в соответствии с конкретной задачей обучения.

Следовательно, внутри каждого метода используются его разнообразные методические приемы. Вне метода прием теряет свое значение. Прием позволяет применить соответствующий метод в конкретных условиях. При одном и том же методе реализация его может осуществляться разными приемами. Именно поэтому тот или иной метод используется при решении самых разнообразных дидактических задач на любом этапе обучения и при работе с любыми контингентами детей. Причем, чем богаче запас методических приемов, тем шире диапазон применения метода. В то же время каждый методический прием используется только в частных случаях, а значит, и применяется гораздо реже.

Неоправданно частое применение методического приема может придать ему внешние черты метода. Так бывает, например, при чрезмерном увлечении свистком для управления учениками. Наоборот, у неопытного учителя и метод может приобрести внешние признаки приема. Например, неумение создавать системы подводящих упражнений приведет к тому, что метод разучивания по частям будет применяться лишь в частных случаях педагогической практики.

Методических приемов так много, что они не поддаются какому-либо строгому перечислению. Некоторые из них отмирают, видоизменяются, творчеством учителя создаются новые. Часто различие в уровне преподавания объясняется именно разным объемом методических приемов, которыми владеют учителя.

Обучение – процесс двусторонний: учитель учит, ученики учатся. Поэтому и примененный учителем метод обучения (а следовательно, и его методические приемы) – это не только способ преподавания, выполняющий информативную и управляющую функции (учитель объясняет, показывает, командует и т. п.), но и способ учения ребенка (ученик слушает, наблюдает, выполняет упражнение). Ведущая роль учителя и ведомая ученика всегда взаимосвязаны. Но эта связь гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. По внешним признакам действия ученика, как правило, тождественны требованиям учителя. Например, учитель объясняет и показывает упражнение, ученик стремится его выполнить. Но есть еще одна сторона в действиях ученика, скрытая от взгляда наблюдателя, – это процесс усвоения полученной учеником информации, степень познавательной активности, мотив, побуждающий к учению, и пр. Все эти психические процессы чрезвычайно сложны для анализа, так как одно и то же наблюдаемое действие ученика может иметь разную качественную основу. Например, два ученика воспроизводят показанное учителем действие примерно с одинаковым эффектом. Однако один из них ориентируется только на внешний образ увиденного упражнения, а другой опирается еще и на сравнительный анализ имеющихся у него знаний и двигательного опыта. Следовательно, всегда существует некоторая вариативность в усвоении учебного материала при использовании одного и того же метода.

Специальную систему методов и методических приемов обучения, иногда и форм организации занятий, созданную для изучения конкретного двигательного действия (или двигательных действий) определенным составом занимающихся, принято называть методикой обучения. В этом смысле говорят, например, о методике обучения кувырку вперед учеников IV класса или о методике обучения прыжкам девочек.


Другие статьи:

Терапия театральным искусством
Терапия театральным искусством (имаготерапия) – социально-культурная реабилитационная технология, способствующая творческому развитию, социальной активизации, приобретению коммуникативных навыков, психологическому балансу, апробации социальных ролей с помощью драматизации, импровизации. 1. ...

Значение фольклора в патриотическом воспитании
Фольклор русского народа – важная часть его национальной духовной культуры. Фольклор — это сокровище не только народной поэзии, прозы и музыки, но и народной педагогической мысли. Н.И. Атанова и Шишкина в своей работе «Детский игровой фольклор Волгоградской области» в качестве эпитета приводят сло ...

Методика использования дидактических игр как формы обучения детей раннего возраста
Наиболее активной формой обучающего воздействия для детей раннего возраста являются специально организуемые воспитателем дидактически направленные занятия и игры. На них воспитатель имеет возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать им доступные св ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru