Генезис этнопедагогических идей в трудах известных педагогов и общественных деятелей

Информация о педагогике » Генезис этнопедагогических идей в трудах известных педагогов и общественных деятелей

Первые элементы этнопедагогического знания зародились в период образования начальной этнической общности -- племени. На протяжении истории развития человеческого общества этнопедагогическое знание постоянно развивалось, пополняясь новыми элементами.

Некоторые исследователи не проводят четкой границы между этнопедагогикой и народной педагогикой и зачастую, описывая традиционный народный воспитательный опыт, используют термин "этнопедагогика". Принципиальное различие между этими научными понятиями определил академик РАО Г.Н. Волков: если народная педагогика имеет отношение к опыту и эмпирическим сведениям и знаниям по вопросам воспитания, которые обычно распространяются устно, то этнопедагогика - сфера теоретической мысли, сфера науки. Народная педагогика -- это исторически сложившаяся совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, героическом эпосе, своде правил традиционного поведения и воспитания, обычаях, обрядах, традициях, детских играх и игрушках. Народная педагогика содержит как идеал воспитания, так и пути и средства его достижения. Ценности народной педагогики помогают направить современный учебно-воспитательный процесс на формирование этнического самосознания у подрастающих поколений, развитие у них понимания роли своего народа, этнической группы в социальном окружении, мировой культуре.

Народная педагогика является основным объектом науки этнопедагогики. В народной педагогике превалирует эмпирика, в ней много ценных фактов и оригинальных идей, но нет целостной системы, взглядов, обобщающей теории, а этнопедагогика представляет собой научный взгляд на явление, в ней анализируются социальные и педагогические процессы, взаимосвязи, взаимодействия, взаимовлияния педагогики с образовательно-воспитательными традициями того или иного этноса.

Народная педагогика не является наукой, так как она представляет собой не систему научных взглядов на воспитание человека, а совокупность эмпирических знаний, проверенных практикой воспитания многими поколениями, органично соединенными с жизнью и трудом ребенка. Таким образом, по словам Г.Н. Волкова, этнопедагогику можно было бы, в общем и целом представить как историю и теорию народного (естественного, обыденного, неформального, нешкольного, традиционного) воспитания. Этнопедагогика -- наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации.

Имеются две наиболее распространенные взаимоисключающие точки зрения, касающиеся специфики этнопедагогики как науки. Одна из них сводится к обоснованию того, что в этнопедагогике объединены элементы разных наук (философии, антропологии, психологии, педагогики, культурологии и др.), что она по существу -- междисциплинарная область научного знания. Другая исходит из того, что это -- самостоятельная отрасль научного знания. Кроме того, различные ученые утверждают, что этнопедагогика -- это: прикладная наука; отраслевая наука; учебная дисциплина; интегральная область научного гуманитарного знания.

Этнопедагогика - междисциплинарная область научного знания, сформировавшаяся на стыке философии, педагогики, этнографии, этнокультуры, этнопсихологии, изучающая традиционную культуру и педагогику этнических общностей с целью выявления общих закономерностей их становления и развития, возможностей использования их богатого воспитательного потенциала в современных учебно-воспитательных системах. Необходимо заметить, что в современных педагогических представлениях часто бытует мнение, что исторический опыт предшествующих эпох следует изучать для того, чтобы все лучшее использовать сегодня. Историю народной традиционной культуры и педагогики, безусловно, необходимо знать, но не столько для того, чтобы непосредственно использовать в учебно-воспитательной практике, сколько для того, чтобы создать педагогическое знание, отвечающее потребностям современности.

Появление множества научных исследований "на стыке" разных наук -- зримая примета двадцатого столетия. С точки зрения происхождения, этнопедагогика находится в предметном поле педагогики. С точки зрения социального проявления, этнопедагогика охватывает разные области человеческого знания -- философию, антропологию, психологию, этнографию, культурологию и др. -- и, таким образом, частично входит в предметное поле и этих наук. Как область научного знания этнопедагогика находится в стадии становления и не обладает устоявшимся понятийно-категориальным аппаратом.

Зарождение начальных элементов этнопедагогических знаний относится к периоду родоплеменных общностей. Обобщение этнопедагогических знаний на этом этапе происходило в произведениях устного народного творчества: сказках, легендах, былинах, пословицах, поговорках, а также в традициях, обычаях, обрядах и т.д.

Племена были первой в истории человечества этнической общностью. Традиционная педагогическая культура племен уже включала в себя достаточно отработанные цели и идеалы воспитания, методы, средства обучения и воспитания. Целенаправленно формировались также этнопедагогические знания: об истории происхождения рода, о героических делах предков, традициях, обычаях. Молодежь знакомили с преданиями, сказаниями, песнями, раскрывающими суть идеологических установок своего времени (о защите сородичей, родовой земли, свободы даже ценой своей жизни; об уважении предков; необходимости быть достойными их и др.). Чувство связи с достойными героическими предками, осознание себя их соплеменниками, убеждение в необходимости принесения в жертву своей жизни во имя защиты родной земли и своих сородичей -- все это становится неотъемлемыми элементами мировоззрения и этнического самосознания. Прослеживается тенденция этнизации народного воспитания, способствующая формированию самосознания и самобытности детей и молодежи. Воспитание пополняется элементами этнического содержания. Например, идеалы харизматических и культурных героев наделяются чертами, наиболее характерными для этого племени; вводятся специфические обряды посвящения во взрослую жизнь, выявляющие готовность защищать свое племя, зачастую включающие испытания на способность переносить физическую боль; своеобразные, приобретающие этническую окраску системы военно-физической подготовки и др. Вместе с тем целенаправленно формируются такие нравственные качества личности, как готовность защищать свою землю, свой народ, преданность своему племени, мужество, отвага, стойкость.


Другие статьи:

Особенности полового воспитания в семье
Родители первыми начинают половое воспитание своих детей, даже если сами об этом не знают или не хотят этого. Родители часто не осознают, что происходит процесс воспитания, поскольку большая часть информации передается не в словесной форме, а на примере поведения самих родителей и через их установ ...

Модели интегрированного обучения
- Модель «Недочеловек». Человек с отклонениями в развитии согласно этой модели рассматривается как неполноценное существо, приближающееся по своему уровню к животному. - Модель «Угроза обществу». Существовало представление, что некоторые категории лиц с отклонениями в развитии представляют угрозу ...

Опытная проверка разработанных материалов
Условия проведения экспериментальной проверки. Проверка проводилась в ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1849 в 9 «А» классе. Учитель математики Сафронова Юлия Владимировна работает в школе 10 лет, имеет 12 разряд. Работает с интересом, в работе использует современные методики. В классе 20 человек. Обуч ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru