Современная школа многому учит, но мало рассказывает о профессиональной деятельности людей различных профессий, надеясь, что это задача высших и средних учебных заведений. Но такие заведения обучают конкретной профессии, выбор которой ложится на плечи выпускников.
Оканчивая школу, выпускники оказываются перед необходимостью выбора своего профессионального пути. Определиться в этом выборе выпускникам помогают родители, учителя, важную роль при этом играет профессиональная ориентация (профориентация), проводимая школой в старших классах.
Смена сферы деятельности является стрессом для выпускника, смягчить который способно предварительное знакомство с профессиями, получение начальных профессиональных навыков. Исследования российских учёных показывают что выпускник, определившийся с выбором профессии еще в старших классах, легче проходит этот период. На это есть несколько причин. Во-первых, у такого ребенка появляется конкретная цель – специальность, которую он стремиться получить, не отвлекаясь на другие профессии. Во-вторых, старшеклассник, определившийся с выбором профессии и учебного заведения, чаще всего начинает посещать дополнительные курсы на базе выбранного ВУЗа или СУЗа, усиленно готовится к ЕГЭ по конкретным дисциплинам, что дает ему больше уверенности при поступлении. В-третьих, у такого выпускника есть уверенность в своем будущем, он точно знает свою цель и движется прямо к ней.
Помочь выпускникам с выбором профессии может и школа, а точнее профессиональная ориентация, проводимая в школе. Профессиональная ориентация – специально организованное сопровождение личностного и профессионального самоопределения выпускников школы она помогает ответить на вопрос, зачем вообще нужно учиться, способствует обретению оптимистичной перспективы, связанной с определённостью жизненного старта. И таким образом, вносит вклад в решение острых социальных проблем, уберегая школьников от необдуманных и рискованных шагов. К сожалению, наиболее часто для выпускников профориентация ограничивается профдиагностикой и профотбором. Современная же профессиональная ориентационная работа включает в себя множество аспектов, это связано с дифференциацией и интеграцией таких наук, как педагогика, психология, социология и пр.
Разнообразие профессий обусловлено огромным объемом знаний, накопленного человечеством веками, и школьнику сложно воспринять всю информацию о разнообразии профессий и особенностях профессиональной деятельности. Определится в таком огромном количестве профессий не просто. Задача учителя предметника, в частности учителя информатики, состоит не только в том, что бы обучить детей основам дисциплины, но и профессионально ориентировать учащихся, что бы те из них, кто имеет способности к предмету, сориентировались на него, углубили свои знания по предмету, выбрали подходящее учебное заведение по данному профилю. Мы считаем, что выполняя указанную задачу, учитель информатики должен применять практико-ориентированный подход, одним из средств реализации, которого является метод проектов.
Степень разработанности темы.
Проблемы профессиональной ориентации и выбора профессии исследуются рядом наук, каждая из которых определяет своеобразную предметную область исследования.
Цель
данной работы изучить возможность и условия использования методик профессиональной ориентации на уроках информатики.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи
:
- изучить теорию и методологию профессиональной ориентации;
- провести анализ средств и методов реализации профессиональной ориентации в школе;
- рассмотреть метод проектов, как средство реализации профессиональной ориентации на уроках информатики;
- разработать методику проведения профессиональной ориентации в ходе проведения учебного проекта по информатике;
- разработать практические и контрольные задания по информатике с использованием элементов профессиональной ориентации.
Объектом работы
служит процесс профессиональной ориентации школьников.
Предметом работы
выступает методика проведения профориентационной работы со школьниками на уроках информатики.
Теоретико-методологическая база исследования.
Базу теоретического исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых, методистов, психологов, учителей – предметников по исследованию методик профессиональной ориентации таких как Н.С. Пряжников, Е.А. Климов, Дж. Холланд, П.Р. Атутов, П.А. Жильцов.
Эмпирические источники исследования.
Эмпирические результаты собственного исследования, проводившиеся в период с сентября 2008 г. по май 2009 г. на базе школы №3 города Нефтеюганска.
Апробация результатов исследования:
вопрос о проблеме применения методик профессиональной ориентации на уроках информатики нами рассматривался на межвузовской студенческой научно-практической конференции НМИ «Актуальные проблемы современного российского общества и роль образования в их развитии» в 2008 году. Результаты исследования были представлены на межвузовской студенческой научно-практической конференции НМИ «Актуальные проблемы современного российского общества и роль образования в их развитии» в 2009 году, региональной студенческой научно-практической конференции ИЭУП «Контуры современной социальной реальности» в 2009 году. А так же на сайте «Педсовет живое пространство образования», в статье «Внедрение методик профессиональной ориентации».
Научная и практическая ценность работы:
заключается в адаптации и применении методик профессиональной ориентации на уроках информатики.
На защиту
выносятся следующие положения
:
1. В современных условиях в процессе обучения школьников необходимо больше внимания уделять профессиональной ориентации;
2. Метод проектов может быть применен как средство профессиональной ориентации школьников;
Цели и содержание обучения
Целевой компонент структуры процесса обучения ИЯ детерминируется потребностями современного общества и представляет собой педагогически сформулированный социальный заказ общества, зафиксированный в различного рода государственных документах, например, в проекте Временного государственного образова ...
Основы дизайна для учащихся 10-11 классов
На протяжении многих лет в общеобразовательной школе господствовала концепция трудового обучения: воспитание трудолюбия, политехническая подготовка и ранняя профориентация. Сегодня школа ориентирована на общечеловеческие ценности, гуманизацию, вариативность, подготовку учащихся к непрерывному обра ...
Разработка урока изучения нового материала для 10-го класса по теме «Решение
тригонометрических уравнений»
Общая тема: «Тригонометрические функции».
Тема урока: «Решение тригонометрических уравнений»
Тип урока: Изучение нового материала.
Цели:
Ввести способы решения тригонометрических уравнений, приводящиеся к алгебраическим уравнениям.
Развивать представление о тригонометрических уравнениях, как ...