Тригонометрии в школе традиционно уделяется много внимания – сначала в курсе геометрии, затем в курсе алгебры и начал анализа. На выпускных экзаменах в школе, на вступительных экзаменах в вузы тригонометрический материал представлен очень широко. Более того, на математических олимпиадах в старших классах в тригонометрическом материале представлены именно тригонометрические уравнения.
Спросите у учителя математики в старших классах, какова основная проблема при изучении тригонометрических уравнений в 10 классе? В ответ вы услышите: «Учащиеся не знают формул». Именно поэтому в современных общеобразовательных школах учителя математики не жалеют ни времени, ни сил на то, что по их мнению особенно важно учащимся – на отработку формул. В результате мы приходим к простейшему заключению: решение тригонометрических уравнений сводится к преобразованию тригонометрических выражений и к банальному заучиванию основных формул для решения простейших тригонометрических уравнений.
По мнению вузовских преподавателей, выпускники школ тригонометрию знают плохо. Большинство учащихся школы отождествляют тригонометрию с набором огромного числа жутких формул, которые ни один нормальный человек запомнить не в состоянии. Такое представление о тригонометрии складывалось у нас в школе десятилетиями.
Сегодня, когда стали понимать, что основная задача учителя математики – развитие умственных способностей ребенка, а не заполнение ячеек его памяти формулами (в реальной жизни подавляющее большинство школьных формул людям не нужно), настало время пересмотреть тригонометрические методические традиции. В связи с этим А.Г. Мордкович в своей статье «Методические проблемы изучения тригонометрии в общеобразовательной школе» выделяет три основных тезиса, которыми следует руководствоваться при изучении тригонометрии.
Основное внимание в начале изучения раздела надо уделить модели «числовая окружность на координатной плоскости».
Собственно тригонометрические уравнения в школе практически не изучаются – вместо них идет постоянная возня с тригонометрическими преобразованиями.
Тригонометрическими формулами следует заняться после того, как учащийся овладеет двумя «китами», на которых базируется курс тригонометрии: числовой окружностью и простейшими уравнениями.
Если посмотреть на эти три тезиса, то возникает вопрос: как же можно изучать тригонометрические уравнения, не зная тригонометрических формул? Собственно именно такой вопрос и задают учителя, когда слышат о том, что тригонометрическими формулами следует заняться после того, как учащийся узнает, что такое числовая окружность и простейшие тригонометрические уравнения.
Предположим, что на этот вопрос мы ответили и учителя согласились с такой структурой изложения материала, тогда перед нами встает другой вопрос: каким образом осуществить знакомство учащихся с простейшими тригонометрическими уравнениями и как вывести формулы для решения таких уравнений. При выводе формул для решения простейших тригонометрических уравнений мы сталкиваемся с рядом трудностей (рассмотрим данные трудности на примере уравнения ):
неизвестно откуда взялся ;
в формуле для решения тригонометрического уравнения появляется множитель вида ;
тригонометрические уравнения имеют не конечное число корней, как привыкли учащиеся, а бесконечное число корней.
Таким образом, при изложении темы «Решение тригонометрических уравнений» мы должны учитывать все вышеизложенные трудности. Перейдем теперь к содержанию дипломной работы.
Цель дипломной работы – изучение методических особенностей обучения решению тригонометрических уравнений в общеобразовательной школе.
Можно выделить следующие задачи, позволяющие реализовать цель:
изучить психолого-педагогическую, методическую, математическую литературу с целью выявления объема математического материала и принципов обучения.
анализ литературы с целью выявления лучшего подхода к изучению материала, представленного в данном курсе, и изучения различных концепций, представленных в учебниках по данной теме;
определить объем изучаемого материала и разработать систему требований к уровню подготовки учащихся;
разработать систему упражнений с целью сформировать умение решать тригонометрические уравнения и провести апробацию разработанной системы упражнений на уроках в 10 классе в школе.
Дипломная работа состоит из введения, теоретической части (глава I), содержащей основные психолого-педагогические принципы, которые следует учитывать при изложении темы «Решение тригонометрических уравнений и неравенств», а также анализ учебников по представленной теме, практической части (глава II), в которой представлена система упражнений по данной теме и система требований к учащимся, заключения и списка литературы.
В первом параграфе главы I представлены основные педагогические принципы, на которые следует опираться при изучении тригонометрии в целом, и при изложении темы «Тригонометрические уравнения и неравенства» в частности.
Методическая подготовка учителя в педвузе
Понятие "профессиональная подготовка" включает в себя " .совокупность общих и специальных компетенций, обеспечивающих успешную работу по определенной специальности .". Очевидно, что, если будущие учителя приобретут требуемые навыки еще в стенах вуза, они смогут увереннее встать ...
Организация педагогического воздействия на основе социально-психологического
обеспечения
Главной целью педагогического воздействия на учащегося является формирование всесторонне и гармонично развитого человека, способного к самостоятельной жизни и деятельности в современных условиях.
Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете закономерностей личности про ...
Назначение и функции государственных образовательных стандартов нового
поколения
Сегодня все более значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов, обеспечивающий развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.
В настоящее время стандарты должны выступать:
1. ...