Текст–рассуждения как один из видов работы над развитием речи учащихся начальных классов

Информация о педагогике » Текст–рассуждения как один из видов работы над развитием речи учащихся начальных классов

Развитие речи – важная задача обучения родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, обобщать формируется в процессе овладения знаниями через речь, и проявляются также в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.

Проблема эффективной речи особенно актуальна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Умение убеждать, обосновывать собственное мнение необходимо как в общественной жизни, так и в быту. Умение рассуждать является важнейшим общеучебным умением, оно необходимо детям для овладения материалом школьных программ, при изучении большинства предметов, когда ученикам приходится делать выводы, выявлять причинно-следственные и условно-следственные связи, сравнивать, приводить доказательства, устанавливать истинность или ложность определенных суждений, обобщать. Это умение связано с овладением текстом типа рассуждения. [7, стр.3] Общеизвестно, что именно этот тип текста вызывает у большинства учащихся самые серьезные затруднения, которые проявляются в отсутствии аргументации, в использовании слабых, недостаточно весомых доказательств, в шаблонности построения текста, в подмене рассуждения повествованием. В методике слабо разработан вопрос обучения рассуждению в начальных классах. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся считаем развитие речевой деятельности через работу над рассуждением. Выдвигаем гипотезу: работа с текстом - рассуждением является одним из способов развития речи младших школьников на уроках русского языка.

Актуальность проблемы, её практическая значимость обусловили выбор объекта и предмета исследования.

Объект исследования – процесс формирования и развития речи младших школьников.

Предмет исследования – текст – рассуждения, как один из видов работы над развитием речи учащихся начальных классов.

Была определена цель:

- формировать у учащихся умение самостоятельно создавать связные высказывания типа рассуждения на уровне, определенном программой.

Задачи исследования:

- установить уровень разработанности проблемы;

- рассмотреть требования к речи младших школьников;

- раскрыть языковую особенность текста - рассуждения;

- составить типологию упражнений для работы над умением создавать связные высказывания типа рассуждения.

Методы исследования:

- анализ научно – педагогической, методической литературы;

- изучение и обобщение опыта учителей, работающих в начальных классах;

- анализ программы по русскому языку (Рамзаевой Т.Г.);

-проведение опытно - педагогической работы.

Практическое значение работы заключается в разработке системы упражнений, которая поможет учителю оптимизировать процесс развития речи через рассуждение. Результаты исследования могут быть использованы в педагогической работе.


Другие статьи:

Семья как институт первичной социализации ребенка
Важнейшая социальная функция семьи – воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка. Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих ра ...

Характеристика коммуникативных навыков
Как уже говорилось ранее, основной целью обучения иностранному языку коммуникативным методом является обучение говорению. Говорение – чрезвычайно многоаспектное и сложное явление. Во-первых, оно выполняет в жизни человека функцию средства общения. Во-вторых, говорение – это один из видов человечес ...

Требования, предъявляемые к уроку физической культуры
По мнению Л.П.Матвеева, главенствующее положение урока физической культуры (как основной формы занятий физическими упражнениями) определяется тем, что в нем заложены возможности для решения стратегических задач физической культуры — всестороннего, гармоничного развития учащихся, их направленной и ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru