Пути развития речи младших школьников через работу с текстом-рассуждением

Информация о педагогике » Текст–рассуждения как один из видов работы над развитием речи учащихся начальных классов » Пути развития речи младших школьников через работу с текстом-рассуждением

Страница 1

Задачей эксперимента было выявить уровень сформированности умения строить текст-рассуждение на уроках развития речи.

На данном этапе было задано домашнее сочинение «Почему мне нравится зима» в 3 классе средней школы № 111 с. Плотниково. Этот сочинение проводилось с целью выявления уровня развития следующих речевых умений:

- умение строить текст рассуждение по структурной схеме, используя соответствующие средства связи;

- умение раскрывать тему и основную мысль в сочинении;

- умение использовать доказательство, объяснение, делать вывод.

Анализ результатов.

Анализ детских работ проводился с целью выявления уровня развития некоторых речевых умений. Уровень развития каждого умения оценивался по следующим критериям, которые имеют качественный аспект:

«высокий уровень развития речевого умения» (речевое умение сформировано на отличном или хорошем уровне);

«средний уровень развития речевого умения» (речевое умение сформировано частично);

«низкий уровень развития речевого умения» (речевое умение не сформировано);

Общее количество всех работ (16) было принято за 100%.Все работы оценивались по каждому виду умения отдельно.

Результаты анализа работ были занесены в таблицу:

Уровни развития умений

Умение строить текст-рассуждение

Умение раскрывать тему и основную мысль

Умение использовать доказательство, объяснение, делать вывод.

высокий

12,5%

12,5%

12,5%

средний

37,5%

31,25%

12,5%

низкий

50%

56,25%

75%

Анализ данных показал, что количество детей, написавших сочинения с раскрытой темой менее половины. С точки зрения типа теста показал, что на повествование сбилось 11 детей, описание – 2. Заметно большинство сочинений-повествований. Данный факт подтверждает общую тенденцию развития речи младших школьников.

Результаты анализа уровня развития речевых умений показали, что умеют строить рассуждения 50% класса, раскрывать тему и основную мысль в сочинении – 44%, а использовать в своих сочинениях доказательства или объяснения – 25%, делать вывод, соответствующий основной мысли – 37,5%. Из них от 12,5% до 37,5% учащихся данные умения сформированы частично, а у 50% -75% - они практически не сформированы. Хуже всего у детей развито умение использовать доказательство, объяснения, вводные слова, делать вывод. Низкий уровень развития этих умений у 75% класса.

Обозначим уровни развития речевых умений в графике:

Таким образом, по детским работам видно, что речевые умения сформированы частично или плохо. Это еще раз доказывает, что именно этот тип текста вызывает у большинства учащихся самые серьезные затруднения, которые проявляются в отсутствии аргументации, в использовании слабых, недостаточно весомых доказательств, в шаблонности построения текста, в подмене рассуждения повествованием. А значит, необходима специальная работа по развитию умения объяснять и доказывать, строить текст простейшего рассуждения.

Основной задачей формирующего этапа эксперимента явилась разработка и применение эффективных методов и приемов работы по развитию умения строить текст простейшего рассуждения и проверка эффективности методики экспериментальной работы.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Основные сведения и особенности о березе и бересте
Береста по своим качествам бывает разной. По наблюдениям специалистов берестяников, качество ее зависит: от возраста дерева; от местности, где растет береза; от здоровья березы. На молодых березках (3-4 лет) бересты совсем не бывает. На березах 15-25 лет береста тонкая, чистая и мягкая. На очень ...

Структура Болонского процесса
В процессе реформирования образования в странах Болонского содружества, предлагается ввести два цикла обучения: 1-й - получение первой академической степени, т.е. степени бакалавра и 2-й - степени магистра. При этом продолжительность обучения бакалавра должно быть не меньшее 3-х и не большее 4-х л ...

Каркасное конструирование
Каркасное конструирование. Эту форму детского конструирования выделил Н.Н. Поддьяков. Такое конструирование предполагает первоначальное знакомство детей с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки (его частями, характером их взаимодействия) и последующую демонстрацию педагогом ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru