Выбор способа организации детей зависит от содержания упражнений и игр, оборудования площадки, степени освоения действий с мячом, организованных умений воспитателя. Двигательная активность детей, а также моторная плотность занятий увеличиваются за счет применения фронтального и поточного способов организации детей. Упражнения и игры, в которых дети по одному или двое действуют с мячом, в старшей группе могут занимать 50% времени. Особую двигательную активность обеспечивают командные игры (такие, как «Защита крепости», «Мяч капитану», «Борьба за мяч»), они должны занимать 15-20% времени занятий с мячом в подготовительной к школе группе.
Надо правильно сочетать игры с мячом и занятия по физической культуре. Если занятия проводятся с утра, то игры с мячом лучше организовывать во время прогулки после дневного сна. После занятий рисованием, музыкой и др. не рекомендуется сразу же во время прогулки проводить обучения элементам баскетбола, лучше дать детям возможность некоторое время заниматься другими видами деятельности.
Некоторые игры целесообразно проводить, сочетая их с другими играми и упражнениями или с другими видами деятельности, не требующими постоянного контроля воспитателя. После овладения определенными действиями с мячом и структурой игры можно подвести детей к самостоятельным играм с мячом, без непосредственного руководства воспитателя.
Постоянное усложнение действий передач, ловли, ведения и бросков мяча обеспечивается их систематическим выполнением в упражнениях на месте, а затем в движении, с дополнительными заданиями, при противодействии другого игрока, в сочетании отдельных действий с мячом и без мяча, а также в играх. В начале подбираются игры, в которых выполняются отдельные действия с мячом, затем их сочетания и, наконец, такие игры, в которых ребенок самостоятельно выбирает более рациональное сочетание действий для достижения поставленной цели.
Усложнение взаимодействий игроков обеспечивается при подборе игр в такой последовательности: 1)индивидуальные игры, в которых каждый из детей действует независимо от других игроков; 2)групповые, в которых игра ведётся между группами детей, но каждый ребёнок действует независимо от других; 3) командные, в которых игра ведется между командами, а результат её зависит от взаимодействий игроков всей команды (таковой является собственно игра в баскетбол).
Упражнения и игры с мячом необходимо подбирать так, чтобы они содействовали быстрому формированию навыков владения мячом; обеспечивали высокую двигательную активность детей и были доступными, эмоциональными и привлекательными для детей; содействовали их всестороннему двигательному развитию.
Руководство занятиями по обучению детей действиям с мячом имеет некоторые отличия от руководства подвижными играми на занятиях по физической культуре. Наиболее эмоционально проходят игры с мячом, когда воспитатель сам становится активным участником их, поэтому педагог может временно принимать на себя роль водящего, правил приёмов игры. Возможность для активного участия педагога в упражнениях с мячом создаётся тогда, когда дети усвоят основной рисунок движения. Но и на этом этапе необходимо показывать отдельным детям те или иные действия, совместно выполнять упражнения. Оказывая помощь ребёнку в усвоении действий с мячом, воспитатель повышает его интерес к движениям данного типа. Выполняя упражнение в паре с технически слабым ребёнком, он имеет возможность облегчить или усложнить задание.
Особо благоприятные условия активного участия воспитателя в играх создаются при совершенствовании действий с мячом. Воспитатель помогает той команде, которая не умеет организовать распределение действий с мячом, не столько своими действиями, сколько указаниями: выйти на свободное место для принятия мяча, не задерживаясь, передать его партнёру, и т. п. Он может временно включиться в игру или упражнение, в удобный момент выйти из неё, перейти на упражнение с другим ребенком и т . д. При этом воспитатель не должен терять из поля зрения всех детей и каждого ребенка в отдельности.
Когда все дети одновременно играют в зале или на площадке с деревянным покрытием, создаётся сильный шум от ударов мячей об пол, и в таких условиях воспитатель вынужден останавливать игру, чтобы дать очередные указания. По-этому для облегчения руководства игрой детей необходимо научить реагировать на звуковые и зрительные сигналы точно и быстро. Прежде всего, воспитатель должен научить детей реагировать на свисток, а затем и на такие сигналы, как показ рукой на место, с которого надо вести в игру мяч, обозначение жестом ошибок, которые сделал ребёнок.
Программа О.В. Хухлаевой, О.Е. Хухлаева, И.М. Первушиной
"Тропинка к своему Я"
Программа сохранения и формирования психологического здоровья детей. Существуют сценарные разработки программы для дошкольников, младших школьников и подростков.
Цель программы: сохранение и формирование психологического здоровья детей, психологическая поддержка.
Авторы программы выделяют ее сле ...
Программа реабилитации и
коррекции детей с ОНР
Основные задачи в области развития речи состоят в следующем:
расширение и активация речевого запаса детей на основе углубления представлений об окружающем;
развитие у детей способности применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;
автоматизация свободной с ...
Дидактические цели использования информационных ресурсов портала
Дидактические цели, преимущества и основные методы использования сетевых информационных образовательных ресурсов для участников образовательного процесса: преподавателей, администраторов, менеджеров, абитуриентов, обучаемых (учащихся или студентов), родителей.
Целями использования информационных ...