Признаки коллективной формы учебной деятельности на уроках математики

Страница 1

По мнению Р.А. Утеевой коллективной формой учебной деятельности учащихся на уроке называется такой способ организации учебной деятельности класса, если:

пред всеми учащимися одновременно поставлена цель, как общая цель для всех;

учащиеся выполняют одинаковые задания;

в основе формы лежит коллективная деятельность учащихся класса, реализующая отношение «действия учителя – действия класса – действия ученика»;

учащимся оказывается первый вид помощи со стороны учителя и взаимопомощь со стороны друг друга;

руководство по выполнению задания осуществляет учитель и частично сами учащиеся;

подводятся итоги деятельности учащихся класса, как общий достигнутый результат всех учащихся.

Рассмотрим подробнее каждый признак.

1 признак означает, что перед всеми учащимися ставится общая цель. Эта цель должна обязательно предполагать самостоятельное нахождение учащимися новых знаний (фактов, правил, свойств и т. п.) или осуществление переноса имеющихся знаний в новые условия.

Ярким примером такой общей цели на уроках математики может служить доказательство теоремы, которое проводят сами ученики, или самостоятельное выявление каких-либо свойств.

2 признак показывает, что содержание задания одинаково для всех учащихся (хотя иногда общее задание может распадаться на ряд мелких частных задач).

Задания при коллективной форме должны удовлетворять ряду требований:

задание должно обладать достаточной степенью проблемности;

задание должно позволить учащимся сделать какое-либо обобщение;

задание должно предусматривать применение полученных результатов к решению других задач;

основу заданий должны составлять поисковые и проблемные задачи;

для выполнения таких заданий необходимо использовать на уроке самостоятельные работы эвристического и творческого типов.

Исходя из выше указанных требований к заданиям при организации коллективной формы деятельности, можно заключить, что она способствует приобретению учащимися опыта поисковой деятельности, формирует их творческие способности, что особенно важно и необходимо при изучении такой науки, как математика.

3 признак является определяющим признаком коллективной формы как способа организации коллективной деятельности учащихся класса. В основе формы лежит «активное сотрудничество школьников в главном для них труде - учении».

4 признак характеризует некоторые отличия коллективной формы деятельности от фронтальной. При коллективной форме помимо одинаковой помощи со стороны учителя всем учащимся, оказывается взаимопомощь со стороны самих учащихся. Помощь учителя заключается в чёткой постановке перед классом общей для них цели; побуждении учащихся к коллективным действиям, коллективному выполнению задания; подборе соответствующих дополнительных заданий и вопросов, направляющих учебную деятельность учащихся к достижению целей. Взаимопомощь учащихся включает в себя обсуждение задания с рядом сидящими товарищами. Догадка одного ученика, найденный им ответ или подход к решению задачи, подтверждается примерами, пояснениями других.

5 признак показывает, что при коллективной форме учебной деятельности возрастает степень самостоятельности учащихся, по сравнению с фронтальной формой. Учитель при руководстве процессом выполнения задания задает им цель, т.е. указывает конечный результат, к которому они должны прийти, ставит перед ними определенную проблему (создает проблемную ситуацию), но не указывает пути и средств достижения цели. Учащимся предстоит самим определить способ решения задачи или «открыть теорему».

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Роль знаний об окружающей действительности в умственном воспитании
Умственное воспитание ребенка-дошкольника не сводится к развитию познавательных процессов — восприятия, представлений, мышления. Содержание умственного воспитания включает в себя формирование у детей определенного объема знаний, позволяющих им ориентироваться в окружающем мире, понимать элементарн ...

Классификация понятий
Классификация – распределение предметов по группам (классам), при котором каждый класс имеет свое постоянное место. Классификация является разновидностью деления понятия, представляет собой вид последовательного деления и образует развернутую систему, в которой каждый ее член (вид) делится на под ...

Мотивация аудирования
Важным условием при формировании аудирования является мотивация. Если слушающий испытывает потребность слушать, это ведёт к максимальной мобилизации его психического потенциала: обостряется речевой слух и даже чувствительность органов ощущения, более целенаправленным становится внимание, повышаетс ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru