Именно такой концептуальный подход был взят нами за основу при разработке программы курса «Этнрпедагогика» для Ростовского педагогического университета - головного педагогического вуза Северного Кавказа, одного из самых пестрых в этническом и конфессиональном отношениях регионов нашей планеты.
Северный Кавказ - это мировой коридор культур и цивилизаций, где издревле решались судьбы многих народов, языков, религий и перекрещивались их дороги. Массовое заселение этого региона русскими началось во второй половине ХУШ века, но восточно-славянское население появилось здесь Намного раньше, во времена Древней Руси. На Таманском полуострове еще в X в. возникло древнерусское княжество Тьмутаракань. Русичи проникли до нынешнего с. Преградное Ставропольского края. Естественным образом здесь, в плотном социальном пространстве, сформировался тугой узел межличностного общения и межэтнического сосуществования народов.
В обострившихся в последние годы многочисленных социально-политических конфликтах лидеры противоборствующих сторон разыгрывают национальные и религиозные карты.
Такая пестрая палитра национального состава населения Северного Кавказа обязывает нас пристально изучать традиции и обычаи каждого народа, ибо мир в этом регионе может утверждаться только через языки, образование и культуру. По этой причине воспитательным традициям народов Северного Кавказа мы уделяем подчеркнутое внимание. К тому же этнопедагогика северокавказских народов, как и этнопсихология, до последнего времени оставалась как-то в тени, хотя система их семейного воспитания, ставившая целью вырастить здорового, стойкого и смелого человека, безусловно, представляет большой интерес.
Л. Н. Толстой утверждал: «Мы гораздо ближе к Востоку, и скорее следовало бы Изучать языки индусский, китайский, даже персидский и их удивительную фило-еофскую литературу». География Северного Кавказа такова, что нам ближе культура и традиции тюркоязыч-ных народов, чем, скажем, народная педагогика славян-еких стран Центральной Европы. Этим-то и объясняется значительный удельный вес той части учебника, которая отведена этнопедагогике народов, исповедующих ислам и буддизм.
Курс «Этнопедагогика» должен стать логическим продолжением процесса формирования у студентов творческого отношения к педагогической деятельности, начатого при изучении курсов общей педагогики и психологии.
К тому же изложение этнопедагогики как философии воспитания, источником которой являются природа и религия, в значительной мере будет способствовать формированию планетарного мышления учителя, характерного для современной педагогики всех цивилизованных стран.
Народный идеал совершенного человека следует рассматривать как суммарное, синтетическое представление о целях народного воспитания. Цель, в свою очередь, является концентрированным, конкретным выражением одной из сторон воспитания. Идеал - универсальное, более широкое явление, выражающее самую общую задачу всего процесса формирования личности. В идеале показывается конечная цель воспитания и самовоспитания человека, дается высший образец, к которому он должен стремиться.
Нравственный идеал несет в себе громадный социальный заряд, играя очищающую, призывающую, мобилизующую, вдохновляющую роль. Когда человек разучился ходить на четвереньках, писал Горький, природа дала ему в виде посоха идеал. Очень высоко ценил роль идеала в человеческом прогрессе, в облагораживании личности Белинский; при этом большое значение он придавал искусству, которое, как он полагал, формирует «тоску по идеалу».
Среди многочисленных сокровищ народной педагогической мудрости одно из основных мест занимает идея совершенства человеческой личности, ее идеала, являющегося образцом для подражания. Эта идея первоначально - в самом примитивном виде - возникла в глубокой древности, хотя, конечно, «человек совершенный» в идеале и действительности гораздо младше «человека разумного».
Воспитание в подлинно человеческом понимании стало возможным только вместе с возникновением самовоспитания. От простейших, обособленных, случайных «педагогических» действий человек шел к усложняющейся педагогической деятельности. По мнению Энгельса, еще на заре возникновения человечества «люди приобрели способность выполнять все более сложные операции, ставить себе все более высокие цели и достигать их. Самый труд становился от поколения к поколению более разнообразным, более совершенным, более многосторонним».
Прогресс в труде влек за собой прогресс и в воспитании, немыслимом без самовоспитания: постановка целей самому себе и есть конкретное его проявление. А что же касается целей «все более высоких», то они свидетельствуют о зарождении идеи совершенства в недрах еще примитивных форм воспитания.
Эстетическое воспитание ребенка средствами компьютерной графики
Ребенок входит в жизнь распахнутый к принятию красоты. Мамин голос, руки, глаза, слова прекрасны для всех и навсегда. Это точка отсчета. Начало всех начал. Отсюда ведут пути к светлой радости открытия красоты; к способности видеть, ценить и творить прекрасное.
Казалось бы, в эстетической области ...
План организации коллективной формы учебной деятельности на уроках математики
Коллективные виды работы делают уроки математики более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и ...
Образовательный и педагогический процесс
Образовательный и педагогический процесс во многом синонимичные понятия. Происхождение их можно объяснить следующими обстоятельствами. В одних странах (Германия, Россия, Польша и др.) употребляется термин «педагогика», в других (англоязычные страны) этого термина нет, но есть термин «education» - ...