Духовность нации - сложное понятие. В русской религиозной философии оно использовалось прежде всего для объяснения самостоятельности культурной субстанции народа и определяющей роли исторических судеб наций. В советской теории оно не было столь употребимо и не нашло своего места как в системе понятий, характеризующих уровни сознания, самопознания нации, так и в сфере ее этнопсихологического бытия.
Судьба нации зависит от ценностных свойств и качеств ее ментальной структуры. Как писал русский философ П. И. Новгородцев, «не политические партии спасут Россию» ее воскресит воспрянувший к свету вечных, истин святой народный дух».
В работе «Этика» П. А. Кропоткин доказывал, что этические нормы предшествовали религии. Он выводил нравственность непосредственно из опыта природы.
Справедливость этой точки зрения не требует особых доказательств: даже самая обычная кошка может убедительно продемонстрировать, как мы, люди, несовершенны. Этика животных и растений может быть образцом подражания для человека.
Так, в перенаселенных центральных районах России крестьянская семья могла существовать только при условии строгого соблюдения принципов рационального природопользования и охраны окружающей среды. И, как ни странно, эти принципы реализовывались неграмотными русскими крестьянами, которые при этом умудрялись максимально эксплуатировать природную среду.
Естественные природные ресурсы использовались в высшей степени рационально и вместе с тем очень интенсивно.
Интересен опыт крестьян по использованию растений-феноиндикаторов при проведении сельскохозяйственных работ: «Береза распустила листья - пора сажать картофель»; «Зацвела черемуха - быть похолоданию»; «Отцвела черемуха, зацвела рожь - пора сеять гречиху». Часто календарь полевых работ облекался в форму поговорок и присказок: «Сей овес в грязь - будешь князь»; «3 июня - льносейка»; «13 июня - раепрягальник, севу край - коня распрягай» и др. Из поколения в поколение передавались народные приметы, предсказывающие погоду: «Туман сядет на землю - к ведру, поднимается вверх - к дождю», «Солнце садится в тучу - завтра дождь».
Такая система не опиралась на научные звания, была рассчитана на социальное устройство и экономические возможности русской общины и поддерживалась практически единственным, но мощным стимулом - физическим выживанием семьи и продолжением рода.
Бережное отношение к природе проявлялось и в традициях донского казачества. Весной, когда рыба шла на нерест в донские займища и вверх по реке, запрещался не только лов рыбы, но даже звон церковных колоколов, дабы не беспокоить рыбные стан.
Ведущая роль этнопедагогики - достижение гармонии природно-биологического, социального и духовного в развитии человека.
Достижение гармонии - многоступенчатый и многогранный процесс, происходящий в условиях измеряемых и неизмеряемых явлений. Смысл воспитания - укрепление преемственности поколений для вековых гуманистических традиций народа, в конечном итоге - осознание принадлежности к своим корням.
Народ хотел видеть в каждом ребенке комплекс социально-этических качеств. В основе народной педагогики лежит триада «ум - доброта -трудолюбие».
В советское время по ряду экономических и социальных причин зависимость сельских жителей от природы снизилась, а соблюдение экологических принципов природопользования стадо на определенном этапе даже экономически невыгодным. При этом преемственность традиций прервалась, и к настоящему моменту носителей их почти не осталось. Все это указывает на хрупкость народных традиций и необходимость бережного к ним отношения.
Преемственность - условие непрерывного развития. Одновременно сама перманентность в развитии есть конкретное проявление преемственной связи будущего с прошлым через настоящее. Определенный порядок, определенная последовательность перехода от одного к другому, от предшественника к преемнику, разумеется, не предполагает примитивную прямолинейность. Преемственность в развитии не исключает ни равномерного поступательного движения от низших форм к высшим, ни скачков, ни цикличности и повторяемости.
Преемственность поколений обеспечивается воспитанием, которое выступает как фактор социального развития личности и духовного прогресса народа.
Диалоги и
металогические принципы в реализации инклюзивного образования
Состояние современной цивилизации порождает множество проблем для человека. Социологи отмечают актуальность проблемы утраты доверия людей к социальным институтам, их дегуманизацию. Основанные на сформировавшемся мышлении прошлого столетия попытки проанализировать происходящие в мире процессы, найт ...
Виды деления понятий
Различают деление по видообразующему признаку и дихотомическое деление.
По видообразующему признаку деление может производится – по какому-то основанию – на несколько разных видов. Например, по величине углы делятся на прямые, острые, тупые.
В дихотомическом делении понятия, деление производится ...
Содержание и объем понятия
Чтобы осмысленно оперировать понятиями, правильно их использовать в решении теоретических и практических задач необходимо уметь выявлять две основные логические характеристики: объем и содержание понятия.
Всякое понятие имеет содержание и объем.
Содержанием понятия называется совокупность сущест ...