Психологические особенности детей с общим недоразвитием речи

Информация о педагогике » Особенности обучения детей с общим недоразвитием речи » Психологические особенности детей с общим недоразвитием речи

Характеристика детей с ОНР. Общее недоразвитие речи (ОНР) - сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и феномообразования. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности.

Своеобразие развития словарного состава и грамматического строя языка при общем недоразвитии речи показано в исследованиях М.В. Богданова-Березовского, В.К. Орфинской, Б.М. Гриншпуна, Т.Б. Филичевой и др.

Общее недоразвитие речи имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Исходя из коррекционных задач, Р.Е. Левиной была предпринята попытка сведения однообразия речевого недоразвития к трем уровням. Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование речевых компонентов. Переход от одного уровня к другому характеризуется появлением новых речевых возможностей.

первый уровень - характеризуется почти полным отсутствием словесных средств общения или весьма ограниченным их развитием в тот период, когда у нормально развивающихся детей речь оказывается уже полностью сформированной.

второй уровень - Р.Е. Левина указывает на возросшую речевую активность детей, у них появляется фразовая речь. На этом уровне фраза остается искаженной в фонетическом и грамматическом отношении.

третий уровень - характеризуется появлением развернутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических отклонений.

Познавательные процессы (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление) являются основной частью любой человеческой, в том числе и речевой деятельности и обеспечивают необходимую для нее информацию. Они позволяют намечать цели, строить планы, определять содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.

Говоря об общих способностях человека, имеют ввиду уровень развития и характерные особенности познавательных процессов. Чем лучше развиты эти процессы, тем выше его способности, тем большими способностями он обладает. От уровня развития познавательных процессов, зависит легкость и эффективность обучения, в том числе освоение устной и письменной речи.


Другие статьи:

Методы ON-LINE образования при обучении иностранному языку
Компьютер вообще и Интернет в частности относится к тем техническим средствам обучения иностранным языкам, которые не были придуманы специально для этой цели и выполняют в первую очередь другие функции. Однако в связи со своими большими возможностями Интернет вскоре после своего возникновения прив ...

Подготовка и проведение занятия
занятие экологический дошкольный ознакомительный Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Удивительные свойства воды» Задачи: Образовательные: 1. Познакомить детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса. 2. Совершенствовать знания дет ...

Методы, принципы, факторы и условия, активизирующие педагогическое воздействие учителя начальных классов
Для того чтобы осуществлять многогранную задачу воспитания, вовлекать детей в целесообразную деятельность и систему отношений, необходим богатый арсенал средств и методов педагогического воздействия, способных мобилизовать, организовать, активизировать деятельность воспитанников, просветить их соз ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru