Истоки сиротства и причины его проявления

Страница 2

Существует три основных источника социального сиротства.

Первый путь - это добровольный отказ родителей от несовершеннолетнего ребенка.

Второй путь - принудительный, при котором общество при посредстве государства, в целях зашиты интересов ребенка, лишает родителей их родительских прав.

Третий путь - утеря родителями своего ребенка. Наиболее распространенная категория детей, лишенных родителей, - это так называемые "отказные" дети, т.е. дети, от которых добровольно отказались родители.

Наиболее трагичен факт стремительного роста числа брошенных новорожденных младенцев, наиболее чувствительных к отрыву от биологической матери.

Известно, что большинство матерей, отказывающихся от своих детей, сами воспитывались в нестабильных семьях и с детства имели негативный опыт межличностных взаимоотношений. Многие из них формировались в своеобразной субкультуре агрессии, другие страдали от унижающего достоинства, угнетения и холодного отношения со стороны родителей. В дальнейшем они как бы повторяют приобретенный в детстве дефектный стереотип поведения.

Прежде всего, у большинства "отказниц" не было образца нормальных семейных отношений, которые могли бы в последствии вызвать желание создать хорошую семью. В большинстве семей детей "воспитывали" в грубости, криком, часто побоями. В половине семей случались драки, скандалы. Отметим, что этот стиль передается "по наследству".

Недостаточно удовлетворительными были материальные условия семей. Более трети обеспечены ниже среднего уровня.

Чрезвычайно острым вопросом в совокупности проблем, приводящим к отказу от детей, является вопрос о семейных "традициях". Ханжеское отношение к внебрачной рождаемости буквально выбрасывает на произвол судьбы многих матерей-одиночек, подталкивает их к отказу от детей.

Наиболее важное место для "отказниц" занимают такие желания, как счастливое супружество, семейная жизнь. Меньшее место, хотя и довольно значительное, - потребительское отношение к жизни.

Все вышеперечисленные факторы могут способствовать стремлению молодых женщин к эмансипации от семьи, подталкивать их к поиску возмещения дефицита удовольствий через повышение сексуальной активности, формировать ложное представление о том, что можно перенести свою ответственность, в том числе за новорожденного ребенка, на других.

Социально-экономические преобразования в России, повлекшие за собой снижение уровня жизни значительной части населения, изменение привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентации, ухудшение психологического климата в семье и ослабление ее воспитательных возможностей, усиление агрессии по отношению к детям являются причинами, которые обуславливают рост социального сиротства и безнадзорности детей.

Обостряется проблема жестокого обращения с детьми в семьях. Исследования причин этого явления обнаруживают, что она полимотивирована: здесь и стрессовое состояние родителей, измученных современными социально-экономическими условиями, и стремление добиться изменения поведения ребенка любыми средствами, и родительская месть - мстят за то, что родился, приносит огорчения, требуют заботы. В деморализованных семьях, где пьянство, употребление наркотиков, моральное разложение, правонарушения являются постоянным фоном жизни детей, жестокое обращение порой приобретает дикие формы: это побои, лишение пищи, воды, свободы (запирают в чулане, подвале, пропивают детскую одежду, лишая ребенка возможности выйти на улицу). А если к этому прибавить школьную депривацию, разлагающее влияние уличных группировок, нередко имеющих криминогенную направленность, то становится понятным рост побегов детей из дома, правонарушений и даже самоубийства в подростковой среде.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Методы и формы обучения
Методы и формы обучения должны определяться требованиями профилизации обучения, учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим выделяют основные приоритеты методики изучения элективных курсов: междисциплинарная интеграция, содействующая с ...

Организация профильного обучения
Типы учебных предметов, изучаемые в профильной школе: Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать ...

Структура Болонского процесса
В процессе реформирования образования в странах Болонского содружества, предлагается ввести два цикла обучения: 1-й - получение первой академической степени, т.е. степени бакалавра и 2-й - степени магистра. При этом продолжительность обучения бакалавра должно быть не меньшее 3-х и не большее 4-х л ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru