Истоки сиротства и причины его проявления

Страница 1

Проблема сиротства является сегодня проблемой, характерной для многих развитых и развивающихся стран. Исследователи отмечают, что по всему миру больницы, родильные дома, специальные заведения заполнены брошенными младенцами. В разных странах и разные специалисты их называют по-разному: "отказные дети", "казенные младенцы", "рожденные, чтобы быть покинутыми", вечные новорожденные" и др. По данным экспертов, в России отмечается заметный рост числа брошенных детей.

Распространение явления сиротства в нашей стране обусловлено комплексом особых условий и процессов в обществе, характеризующих развитие России на протяжении XX века и связанных с революцией 1917 г., тремя разрушительными войнами (первая мировая, гражданская, Великая Отечественная), террором 20-х-30-х годов, а также последствиями перестройки конца 80-х - начала 90-х годов.

В первые же десятилетия после революции большевиками был нанесен мощный удар по вековому зданию русской культуры. Выражение "вековое здание культуры" было введено известным русским философом и культурологом Ю.М. Лотманом. Он писал, что это выражение не случайно, что "культура всегда подразумевает сохранение опыта. Более того, одно из важнейших определений культуры характеризует ее как "негенетическую" память. Поэтому она всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества. И потому, когда мы говорим о культуре нашей, современной, мы, может быть сами того не подозревая, говорим и об огромном пути, который эта культура прошла. Путь этот насчитывает тысячелетия, перешагивает границы исторических эпох, национальных культур и погружает нас в одну культуру - культуру человечества".

Большую тревогу вызывает все более увеличивающееся число детей, лишившихся родительского попечения при живых родителях, - социальных сирот. Социальное сиротство - одна из тех проблем, которые крайне остро стоят перед современным обществом и государством в России.

Термин "Социальное сиротство", широко распространенный в нашей стране, указывает на особую роль социальных условий и процессов в обществе при формировании данного явления.

В настоящее время Россия страдает от экономических и социальных неурядиц вследствие происшедших в последние годы значительных перемен. Как и во многих других странах, вступивших в строительство посттоталитарного общества, правительству России приходится уделять первостепенное внимание сохранению основ Государства, экономическому развитию и национальной безопасности. Первые шаги по пути к развитой рыночной экономике сопровождаются отменой или сокращением социальных льгот, присущих прежней системе, что вступает в противоречие с основной функцией Государства - социальной защитой населения. Рост пособий и зарплат не поспевает за ростом цен, в результате снижается уровень жизни многих семей с детьми и ухудшаются возможности родителей в воспитании детей. Такое состояние, в свою очередь, подспудно изменяет общественное сознание. Главенствующими становятся интересы индивидуального выживания, тогда как социальные и духовные потребности, в том числе и забота о детях, отодвигаются на второй план. Особенно чувствительны к этим деструктивным процессам представители наименее социально защищенных слоев общества.

Одним из важнейших факторов, порождающих социальное сиротство, является продолжающийся процесс урбанизации. Город создает для человека особый покров социальной анонимности, способствует распаду патриархальных семейных связей. Город изменяет мораль, ускоряет эмансипацию женщин, приводит к распространению среди них мужских пороков - алкоголизма, наркомании, преступности, а, значит, к физическому и психическому отторжению от ребенка.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

О профильном образовании за рубежом
В большинстве стран Европы все учащиеся до шестого года обучения в основной общеобразовательной школе получают примерно одинаковую подготовку, К седьмому году обучения ученик должен определиться в выборе своего дальнейшего пути. Каждому ученику предлагаются два варианта продолжения образования в о ...

Элементы управления при обучении
Для локального и сетевого режимов элементы управления процессом обучения могут быть разными. Меню главного окна программы Фобус состоит из трех команд: Обучение, Сервис и ? (справка). Команда Обучение предназначена для запуска обучения или аттестации по какому-либо курсу (рис. 24): Рис. 24. М ...

Значение фольклора в патриотическом воспитании
Фольклор русского народа – важная часть его национальной духовной культуры. Фольклор — это сокровище не только народной поэзии, прозы и музыки, но и народной педагогической мысли. Н.И. Атанова и Шишкина в своей работе «Детский игровой фольклор Волгоградской области» в качестве эпитета приводят сло ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru