Становление Я-концепции дошкольников

Страница 2

Следует также отметить положения психологии о том, что у дошкольников формируются новообразования, которые содействуют становлению внутреннего "Я". В раннем возрасте ценным является "Открытие Я", появление линий "Я есть", "Я могу", "Я хочу", "Я имею", первичной рефлексии, освоение правил и обязанностей, регулирующих поведение ребенка. Особо следует выделить важнейшее психологическое новообразование - эмоциональную децентрацию (умение принимать во внимание чувства и мысли других людей).

Уже у ребенка третьего-четвертого года жизни появляется первичная потребность в саморазвитии. Постепенно ребенок начинает узнавать и дифференцировать свои личностные качества, более осознанно это происходит в возрасте пяти - шести лет. Потребность в самоизменении, хотя и имеет свою специфику в этом возрасте, но может выражаться не только вербально, но и посредством проявления реальных Я-усилий. Таким образом, тенденции поведения, заложенные в Я-концепции, проявляются в конкретных поступках ребенка. У детей старшего дошкольного возраста слова "надо", "можно", "нельзя" становятся, как справедливо считает О.В. Хухлаева, основой для саморегуляции. Эти слова-нормативы мысленно произносятся самим ребенком, постепенно формируются умения учитывать их в собственном поведении, а также в поведении другого человека, учитывать его чувства и мысли. Происходит стабилизация Я ребенка, он начинает задумываться над тем, какой он - плохой или хороший.

Важнейшее значение для стабилизации Я играет процесс идентификации с родителем своего пола. Поскольку в дошкольном возрасте активно развивается самосознание, ребенок осознает, что он в целом хороший, но имеет некоторые недостатки. Расширяется сфера общения за счет включения в нее сверстников и воспитателя детского сада - первого чужого взрослого .

Таким образом, дошкольный период является важнейшим психологическим пространством, в котором формируется Я ребенка. Именно в этот период ребенок становится энциклопедистом, философом, мыслителем, так как впервые открывает многие грани окружающего мира, выстраивает собственную Картину мира, совершает "открытия", развивается как субъект деятельности и саморазвития.

Страницы: 1 2 


Другие статьи:

Различные подходы к определению формулировки понятия «ведущая рука»
Леворукие люди существовали всегда, но лишь сейчас, в последние годы, за ними оставляют право быть собой, сохранить свою индивидуальность. Но еще двадцать лет назад отношение учителей к левшам было резко негативным, педагоги стремились, во что бы то ни стало, переучить детей на правую руку, порой ...

Классификация уроков в зависимости от решаемых задач
Перед каждым уроком обязательно должны ставиться конкретные задачи. По данным учебника Б. Ашмарина, в методике физического воспитания все задачи принято делить на три группы, исходя из их направленности: образовательные, оздоровительные и воспитательные. Педагогические задачи необходимо формулиров ...

Модели интегрированного обучения
- Модель «Недочеловек». Человек с отклонениями в развитии согласно этой модели рассматривается как неполноценное существо, приближающееся по своему уровню к животному. - Модель «Угроза обществу». Существовало представление, что некоторые категории лиц с отклонениями в развитии представляют угрозу ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru