Общая тенденция снижения качества общего и высшего образования

Страница 1

Значительное внимание сфере образования оказывают специализированные и неспециализированные научные сообщества: психологи, педагоги, экономисты, философы, социологи. Но между ними нет диалога. «Все работают на собственных грядках, не заглядывая, что там растёт у соседа.» Разобщённость и вынужденная неполнота анализа происходящих в образовании процессов приводит к разорванности восприятия проблем образования у разных социальных групп, так или иначе, в образовании заинтересованных. Общество не может выработать консенсус по этому важнейшему вопросу, а, следовательно, приступить к выработке и реализации эффективной политики в образовании.

Образование для России перестало быть внутренним делом только образователей, причастных к педагогическому сообществу. Сегодня кредит доверия отечественной образовательной системе со стороны активных граждан – т.е. тех, кто имеет ресурсы и формирует политику, - оказался практически исчерпан. Резкое снижение качества образования – тот фактор, который в первую очередь беспокоит респондентов, независимо от их прописки – в столице они проживают или в провинции.

Как отмечает редакция журнала «Вопросы образования» происходит огромный сдвиг в отношении граждан к образованию. Массовое предпочтение высшего образования (намного превышающее потребность рынка труда в соответствующих специалистах) знаменует новый уровень обязательной социализации, выходящей за рамки образовательной школы. Население раньше государства почувствовало это требование. «Люди начали осознавать образование не в качестве бесплатного обеда и государственной повинности, а как свою собственную инвестицию.» Образование всё больше воспринимается как частное благо. Это не значит, что население отказывается от «дарового» образования за счёт бюджета. Но оно перестаёт быть ведомым, активно дополняет бюджетные программы за свой счёт (кружки, репетиторы, дополнительное профессиональное образование).

Вместе с тем, в стране отсутствует системное видение перспективных требований к образованию. Нет сопоставлений с развитыми странами, с потребностями экономики, отсутствует прогноз социальных стандартов образованности (желаемого образования). Образовательная политика вынуждена развиваться либо «от достигнутого», либо реагируя на возникающие кризисы.

Описывая основные причины, приведшие к данному состоянию системы образования, первая из них требует тщательного рассмотрения:

1. Наиболее острая и болезненная проблема в образовании – подрыв академических стимулов вовлечённых в образовательные процессы людей, разрушение и обесценивание «академического вознаграждения».

Человеческий капитал системы образования (и науки) предполагает особое качество работника. Он должен быть в огромной степени самомотивирован. И эта самомотивация педагога выходит за рамки атрибута «просто» творческого труда. Преподаватели и исследователи получают наряду с денежным доходом и внешним социальным статусом дополнительное «академическое вознаграждение» - удовлетворение от процесса творческой деятельности, удовлетворение от признания коллегами результата своих достижений, удовлетворение от очень качественного потребления «перетекающего» в содержательную деятельность. Такой «неотчуждённый труд» в образовании и науке ещё и высоко социализирован, организован на основе постоянной кооперации с коллегами, воспитании учеников, «общего результата».

По мнению Кузьминова Я.И., обесценивание «академического вознаграждения» извращает саму суть образования, выдвигая на первый план потребительские доходы, ориентированные только на достижение формального результата.

Педагогический и научный труд сейчас в большей степени зависим от текущего материального вознаграждения, потому что педагоги должны обеспечить себе необходимый минимум оплаты.

Когда гарантированное материальное вознаграждение не достигает социально необходимого уровня, в системе образования и науки начинаются разрушительные процессы. Во-первых, в погоне за куском хлеба происходит перерождение творческой деятельности в репродуктивную, повторяющуюся. Учитель превращается в почасовика, отрабатывающего только ту часть нагрузки, которая формально оплачивается, и сбрасывающего всю творческую неформальную часть. Во-вторых, происходит неблагоприятный отбор новых преподавателей. Когда гарантированная заработная плата в образовании неконкурентоспособна, наиболее квалифицированные и талантливые специалисты отказываются идти в эту сферу, и туда попадает наименее сильная часть выпускников.

Зачастую, преподаватели поставлены в такие условия, что избегают инвестировать себя, т.е. повышать квалификацию, вести свои исследования. Такие инвестиции не дают краткосрочной отдачи, не увеличивают их собственный доход. Скорее всего, ими избирается альтернативная линия поведения – набрать больше текущей нагрузки, т.е. часов. Превращение преподавателя в почасовика разрывает его связь с учащимися, не оставляя времени на консультации и дополнительные занятия с теми, кто в этом нуждается, - а это, наряду с отстающими, бывают и сильные ученики. В результате этого резко падает полезный эффект преподавательского труда и его единственным потребителем выступают «середняки» - те учащиеся, которые осваивают программу без требований дополнительного времени на работу с учителем.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Педагогические условия эффективного использования проектных разработок учебных занятий по развитию представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала в новейшее время
В качестве необходимых для эффективного использования проектных разработок учебных занятий по развитию представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала в новейшее время нами были выявлены следующие педагогические условия: · использование методики формирования духовной культуры личн ...

Методика изучения теоретических вопросов темы «Табличное умножение и деление»
Табличное умножение и деление, как определено программами начальной школы, изучается во втором – третьем классе. Эта тема является одной из основных тем программы по математике. Считаем необходимым установить, какие случаи умножения и деления относятся к табличным. К табличному умножению, как ука ...

Разработки фрагментов уроков математики с использованием коллективной учебной деятельности для учащихся 5 – 11 классов
В данном параграфе представлены разработки фрагментов уроков математики, алгебры и начала анализа и геометрии для 5 – 11-х классов. К каждому из разработанных уроков составлены и приложены методические рекомендации и комментарии, позволяющие лучше ориентироваться в специфике предложенных заданий. ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru