Восприятие художественной литературы дошкольниками

Информация о педагогике » Чтение художественной литературы » Восприятие художественной литературы дошкольниками

Страница 1

Литературные произведения, созданные специально для юных читателей, а также прочно вошедшие в круг их чтения из устно-поэтического народного творчества и из литературы для взрослых, составляют в совокупности детскую литературу. Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Ее особенности определяются воспитательно-образовательными задачами, учитывают интересы, предпочтения и познавательные возможности дошкольников. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи. Образность речи – это выразительно-изобразительные качества речи, сообщаемые ей лексическими и грамматическими средствами (экспрессивной лексикой, особыми аффиксами, тропами и фигурами).

Образные средства это лексико-грамматические категории, для выражения которых используются все единицы языка (слово, словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое).

Образность строится на основе элементарной художественной мысли, в роли которой выступает сравнение.

Николай Васильевич Гоголь писал: «нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово». Писателя восхищает метко сказанное слово, то есть слово образное, живое, эмоциональное. Именно оно не оставляет равнодушным к ним слушателя и читателя.

Образность речи создается благодаря употреблению слов в переносном значении.

Можно привести немало примеров, как с помощью образов изображаются явления, лишенные возвышенного, романтического ореола; предметы неэстетические, вызывающие у нас отрицательную оценку.

В то же время важно заметить, что в художественной речи используется своеобразный стилистический прием, когда писатель намеренно отказывается от образов и употребляет все слова только в их точных значениях.

Такая художественная речь, в которой все слова используются в прямом значении, называется автологической, в отличие от металогической, оснащенной образами. Отсутствие образов в речи еще не свидетельствует о ее бедности, невыразительности. Все зависит от мастерства писателя, поэта. Условием художественности речи является наблюдательность автора, его умение подчеркнуть характерные детали, точность словоупотребления и т.д. Мастерство писателя проявляется в искусной метафоризации, в привлечении разнообразных стилистических приемов для создания ярких художественных образов.

Стилистика образной речи сложна и многопланова, ее изучение требует детальной характеристики всех формул, которыми так богат наш язык, и творческого освоения их мастерами художественного слова. Ведь одни и те же предметы и явления писатели изображают по-разному, у них художественные образы всегда самобытны, неповторимы.

Если же образное словоупотребление начинает повторяться и те или иные тропы становятся привычными, они могут закрепится в языке, как новые значения слова (время летит, вихрь событий) или стать фразеологизмами (совесть заговорила, как две капли воды). Такие тропы называют общеязыковыми в отличии от авторских. При этом прямое значение слова стирается, а иногда утрачивается совсем.

В зависимости от конкретных условий каждая историческая эпоха ставит перед детской литературой свои воспитательно-образовательные задачи. Так, самые первые произведения для детей создавались в Древней Руси «ради скорого младенческого научения».

Невозможно отделить знакомство дошкольников с художественной литературой от развития мышления. Развитие человека – физическое и психическое – проходит следующие возрастные ступени : младенчество, ранний детский возраст, дошкольный, младший школьный, подростковый (отрочество), юношеский возраст, зрелость. Интеллект появляется на ступени раннего детского возраста и интенсивно совершенствуется в дошкольном, младшем школьном и подростковом. Но он развивается у человека и совершенствуется только при непременном условии овладения речью. Речь связана с мышлением и сознанием, носит национальный характер, помогает установить контакт между людьми, но только правильная, красивая речь, вобравшая в себя нормы речевого этикета. Параллельно с развитием интеллекта развивается и совершенствуется эмоционально-волевая сфера. Исследователи обратили внимание, что конкретность мышления в дошкольном возрасте, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности определяют понимание дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений. В силу наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления ребенок овладевает, прежде всего, названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Общая характеристика творческого пути писателя
Проза Астафьева, отливается ли она в сюжетное повествование или лирический рассказ-раздумье, - это всегда размышление о нашей жизни, о назначении человека на земле и в обществе и его нравственных устоях, о народном русском характере и о способности натур живых и деятельных прорастать через обстоят ...

Занятие: Чтение рассказа Е. Чарушина «Про зайчат»
Цель: Дать представление детям о жанре рассказа; учить понимать тему и содержание рассказа; упражнять в использовании сравнений, подборе определений, синонимов к заданному слову; развивать интерес к информации, которую несет текст. Книга с иллюстрациями Воспитатель начинает занятие с обсуждения ...

Методика обучения решению сюжетных задач в курсематематики
Сюжетной задачей называют такую задачу, в которой данные и связь между ними включены в фабулу. Содержание сюжетной задачи чаще всего представляет некоторую ситуацию, более или менее близкую к жизни. Эти задачи важны главным образом для усвоения учащимися математических отношений, для овладения эфф ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru