Процесс производственного обучения неизбежно сопровождается фиксацией и анализом его хода и результатов. Учет производственного обучения, контроль и оценка учебно-производственных успехов учащихся осуществляются непрерывно, на всех этапах учебного процесса. Основанные на педагогическом наблюдении и систематическом изучении деятельности учащихся, как в учебных мастерских, так и на производстве, методы контроля обеспечивают установление обратной связи между мастером и учащимся и тем самым способствуют успешности учебного процесса.
По окончании учебного полугодия, учебного года, а также всего курса обучения мастер производственного обучения представляет письменные отчеты об итогах учебно-воспитательной работы в закрепленной группе. Строго определенной формы этого вида документации нет, но практика показывает, что в отчет – в зависимости от периода обучения – включаются следующие данные:
1. выполнение учебного плана группы за определенный период (запланированное учебное время и фактическое; указание причин в случае расхождения);
2. выполнение программы производственного обучения (если имеют место отступления от программы, то объясняются причины);
3. выполнение учащимися установленных норм времени (выработки) и общее выполнение плана производственной деятельности группы в установленных показателях (если она планировалась на этот период);
4. итоговая успеваемость учащихся в баллах (с анализом степени усвоения учебного материала, овладения технологией выполнения работ);
5. сведения о посещаемости занятий с объяснением причин имеющих место пропусков (по персоналиям).
У мастера могут быть затребованы данные об участии группы в общественной жизни учебного заведения, общих итогах воспитательной работы в группе (если к группе прикреплен классный руководитель, то эти сведения предоставляются совместно с ним).
По окончании производственной практики на предприятии мастером составляется отчет, в котором кроме выполнения учебных планов и программы и результатов работы учащихся отражаются использование прогрессивных технологий и современной техники; приводятся отзывы руководства практикой от предприятия.
Мастера выпускных групп принимают участие в подведении результатов итоговой аттестации выпускников в пределах требований Государственного стандарта НПО по конкретной специальности по всем видам аттестационных испытаний.
Правильно организованный контроль хода и результатов процесса производственного обучения является не только средством проверки и оценки достижений каждого учащегося, но и объективным показателем обучающей деятельности мастера.
Отчеты мастеров производственного обучения заслушиваются и рассматриваются на педагогических советах образовательного учреждения.
Анализ литературы показал, что четко установленных видов отчетов нет. В отчеты включаются различные вопросы в зависимости от периода обучения группы.
Учет, включающий контроль, оценку умений и навыков учащихся, качеств, характеризующих основы их профессионального мастерства, проводимый своевременно и систематически, дает необходимый учебный и воспитательный эффект. Такой учет также стимулирует учащихся к производственному труду.
Контролируя учебно-производственную деятельность учащихся, мастер оценивает ее успешность. Оценка должна быть объективной и справедливой. От правильно выставленной оценки мастера зависит правильность оценки учащимися своих возможностей. Учет должен осуществляться с ориентировкой на индивидуальные особенности учащихся.
Систематическое отслеживание результатов своей работы с группой – непременная составляющая деятельности мастера производственного обучения. Итоги текущего и периодического учета суммируются в отчетах мастера. Думающий педагог, задавая самому себе вопросы "Что мне удалось добиться вместе с учащимися?" и "Что у нас не получилось и почему?", анализируя свою деятельность, находясь в поиске более совершенных дидактических приемов и методов, в конечном итоге добьется успехов в своей многотрудной работе.
Предпочитаемые профили обучения
Как правило, в учебно-методический комплект, обеспечивающий работу по любой из новых программ, входит методическое пособие для учителя, в котором приводится примерное тематическое планирование, требования к контролю знаний учеников, проведению практических занятий и т.д. И это можно только приве ...
Понятие и определение внимания
Все процессы познания, будь то восприятие или мышление, направлены на тот или иной объект, который в них отражается: мы воспринимаем что-то, думаем о чем- то, что-то себе представляем или воображаем. Вместе с тем воспринимаем не восприятие само по себе, и мыслит не сама по себе мысль; воспринимает ...
Операции над объектами векторного изображения. Работа с текстом
На изучении этой темы в школьной программе отводится два часа. Включает в себя два параграфа. Изучив данную тему, учащиеся научатся совершать основные операции над объектами векторного изображения и работать с текстом.
Для ускорения и облегчения работы пользователя в графических редакторах предус ...