Учителям-предметникам так же необходимо использовать профессиональное просвещение учащихся. Школьники должны знать, где и как можно обучиться профессиям данной области. Простейшим вариантом станет стенд, на котором можно разместить информацию о ВУЗах и СУЗах, обучающих профессиям данной области. Так же можно дать задание учащимся подготовить материал об профессиональных учебных заведениях работающих в городе.
На современном этапе в реализации профессиональной ориентации можно выделить следующие направления:
- профинформация;
- профагитация;
- профпросвещение;
- профдиагностика (включая длительное отслеживание основных линий развития, профотбор и профподбор);
- профконсультация .
Каждое направление имеет свои методы
.
Профинформация
является одной из начальных стадий профессиональной ориентации и в полной мере может быть использована учителями информатики. В профессиональном словаре слово профинформация означает – «широкое ознакомление населения, и, прежде всего молодежи, с существующими профессиями, их содержанием, значимостью».
К основным методикам профинформации можно отнести беседы и диспуты, а также небольшие лекции о профессиях связанных с информатикой. Профинформацию могут осуществлять и школьники, например, готовя доклады или стенгазеты рассказывающие о профессиях. Работа педагога, в данном случае, не должна завершаться только раздачей заданий. Учитель информатики должен контролировать ход выполнения работы, вместе с учащимися разработать план данной работы, в противном случае учащиеся могут выполнить задание не в полном объеме или же не правильно, предоставив классу ложную информацию. При использовании методик профинформации необходимо заранее разработать критерии оценивания работ учащихся.
Профагитацию
проводят
работники ВУЗов и СУЗов, а так же представители предприятий, на которых требуются работники тех или иных сфер. Учителям информатики использование методов и приемов профагитации поможет при наборе учащихся в профильный класс. Учитель так же может работать совместно с профессиональными образовательными учреждениями. В данном случае может использоваться агитация учеников на обучение в данном ВУЗе и по данной специальности.
«Профпросвещение
– информирование о массовых и редких профессиях, пропаганда профессий различными формами и средствами (кино, радио, телевидение, книги, лекции, диспуты). Успеху профпросвещению во многом способствуют профессиограммы, раскрывающие различные аспекты той или иной профессии». Профпросвещение несколько отличается от проинформации, хотя и использует те же методы.
Профдиагностику
учащихся выполняют школьные психологи. Учителям предметникам необходимо знать данные полученные школьными психологами, они помогут отобрать детей проявляющих интерес и способности к данному предмету. Стоит отметить, что компьютерное тестирование школьников, которое проводиться во всех школах в марте-апреле каждого года по приказу МО и Н РТ, в основном проводят именно учителя информатики. Такая работа может помочь проследить тенденции в интересах и наклонностях школьников. Выявив учащихся проявляющих интерес к предмету можно собрать творческую группу, которая может активно заниматься подготовкой к конкурсам, олимпиадам, помогать менее способным учащимся и т.п.
К основным методам профдиагностики относят всевозможные тестирования, как личностные, так и профессиональные, а так же деловые игры и опросники.
Профконсультация
включает в себя консультирование учащихся по основным профессиям. Учитель-предметник должен достаточно хорошо разбираться в профессиях, связанных с данной областью. Например, учитель информатики должен знать делопроизводство, работу программиста, инженера ЭВМ, экономиста, бухгалтера, оператора ЭВМ, системного администратора и т.п.
Невозможно быть специалистом в стольких профессиональных областях, но важно знать суть работы, все «плюсы» и «минусы» профессии, где и в каких условиях приходится работать человеку данной профессии, какие могут возникнуть проблемы со здоровьем и т.п.
Основные цели и направления профилизации образования
Основные цели перехода к профильному обучению таковы:
обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуа ...
Творческие способности как индивидуальные особенности качества человека
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, т. к. в этом возр ...
Обучение иноязычной речи в сотрудничестве с использованием проектной методики
Изучение языка не всегда продвигается так, как мы этого хотим. На промежуточном уровне может возникнуть момент, когда требуется дополнительный импульс, стимул для изучения иностранного языка. Таким стимулом вполне может стать проектная работа. Мотивация лежит в самом проекте. Ученику, наконец, пре ...