Психологическая готовность старшеклассника к выбору профессии во многом зависит от взрослых. Если ребенку созданы нормальные условия для его личностного развития, то в подростковом возрасте решение о выборе профессии принимается легко и естественно. Проблемы с выбором профессии – только верхушка айсберга личностных проблем и сигнал внутреннего неблагополучия.
Интересы и склонности в выборе профессии
На формирование интересов влияет окружающая среда, воспитание и образование. Интерес – это особая форма проявления познавательной потребности. Интерес помогает раскрыть способности, преодолеть препятствия на пути к цели. Интересы бывают различны по содержанию (например, интерес к литературе, музыке, технике, животным, цветам, компьютерным играм, моделированию одежды и т.д.), по глубине, по длительности. Устойчивые интересы делают жизнь человека яркой и насыщенной. Все значительные профессиональные достижения выросли из интересов, которые при благоприятных условиях развились в склонности.
Современные педагоги также уделяли большое внимание воспитанию интересов у ребенка как фактору формирования всесторонне развитой личности. Основные характеристики интереса:
• положительная эмоция по отношению к деятельности;
• наличие познавательной стороны этой эмоции, т.е. радости познавания;
• наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает ею заниматься, независимо от других мотивов.
Как рождается интерес? Сначала возникает любопытство – срабатывает исследовательский рефлекс, который есть даже у животных. Чтобы любопытство переросло в любознательность, нужна интеллектуальная активность. Любознательность стимулирует потребность в познавательной деятельности, которая и вызывает интерес к предмету или явлению. Чтобы не потерялось ни одно из этих звеньев, взрослые должны поддерживать ребенка на каждом этапе его развития.
Своевременное выявление и развитие профессиональных интересов детей и подростков во многом определяет их будущую профессиональную успешность. А интерес к тому или иному учебному предмету нужно прививать с помощью необычной формы представления информации, интересных методов изучения учебного материала и перспектив на будущее, чтобы обучающиеся четко понимали для чего им все это нужно.
Но с помощью чего можно все это осуществить? С помощью элективных курсов по предпрофильной подготовке, по информатике, речь о которых пойдет в следующей главе.
Задачи специальной педагогики в подготовке ребёнка с особыми
образовательными потребностями и социально-культурной интеграции
Специальная педагогика, определяя конечные и ближайшие цели и задачи специального образования, его содержание, организацию, методы и приемы коррекционно-педагогической помощи, также учитывает социо-культурно значимую идею независимого образа жизни. Она изучает качественное своеобразие проблем соци ...
Видеоурок
Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы.
Не менее важным с ...
Разработка вопросов теории дошкольного обучения в истории отечественной
педагогики
Становление отечественной дошкольной дидактики как науки и практики первоначального обучения детей было неразрывно связано с проблемой умственного воспитания и развития, которая рассматривалась как важнейшее направление, начиная еще с 20-30-х гг. XX в., в трудах известных педагогов и психологов, т ...