Анализ учебника по литературе для 5 класса

Страница 2

Особое внимание при анализе фольклора обращено тому, что перед читателем не произведения, написанные конкретными авторами, а устное творчество неизвестных и наверняка многочисленных безымянных авторов.

Раздел

«Русская литература

XIX века»

продолжает знакомить учащихся с видами и жанрами отечественной словесности. Во вступительных словах к этому разделу нужно обратить внимание учеников на понятия: «классик», «стих», «проза».

В хрестоматии мы обращаемся к сказкам двух столетий и посвящаем им два раздела. Основную задачу видим в том, чтобы ученики осознали связь фольклора и литературы, чтобы и в мире сказок, созданных писателями, были обозначены фольклорные традиции, чтобы создавалось понимание того, что сказка — это не только, что сказано давно и для маленьких, а живая часть сегодняшней литературы.

Утверждая сказку, мы останавливаем право на вымысел, на творчество, не стесненное рамками следования реалиями сегодняшней жизни. В этой работе нам помогает логически вытесненная система вопросов учебника.

Несмотря на то, что ключевая роль отведена в учебнике сказке, в центре по – прежнему остается русская классика. Именно на классических произведениях дана возможность показать то важнейшее, что составляет мастерство читателя – уменье слушать автора, переживать и понимать вместе с ним людей и события, искать единственно нужное слово и прибегать к нему в любом из видов пересказов или просто ответов.

В данном разделе мы обращаемся к темам:

«Русская классическая литература

XIX

века».

Славные имена русских писателей XIX века. Популярность русской классики. Золотой век русской поэзии. Классика. Классическое произведение. (И.А. Крылов, В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и др.)

«Поэтический образ Родины».

Поэтические картины родной природы в лирике. Автор и его отношение к природе в строках стихов. (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов, И.С. Никитин, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет.)

«Героическое прошлое России»

завершает первый том учебника фрагментом из «Войны и мира» Л. Толстого и отрывком из инсценировки романа, сделанной М. Булгаковым. При работе с этими двумя текстами ученики не только встречаются с одним из самых любимых героев Толстого — Петей Ростовым, но и убеждаются в неразрывности связи литературы XIX и XX веков. Сопоставляя эпическое и драматическое произведения, учащиеся видят их общность и их разительное отличие.

Вторая часть учебника начинается с раздела «Литература XX века»

Для второй части учебника актуальной становится нравственная проблематика урока (чувство любви к Родине, ее природе, людям). Богатый материал для этого дают произведения советских писателей и писателей русского Зарубежья.

Литература XX века — литература ушедшего столетия. Однако все дела и свершения живущих сегодня поколений еще долго будут связаны с этим веком. Так же на протяжении всего двадцатого столетия осуществлялась связь с предшествующим, девятнадцатым веком. Конкретным и эмоционально ярким подтверждением этого могут служить стихотворения поэтов XX века, обращенные к людям и событиям XIX века.

Произведения XX века уже знакомы читателю-пятикласснику. Это и поэзия, и проза, и драматургия . На вводном уроке, который откроет изучение литературы этого века, мы обратимся к стихотворениям, посвященным Пушкину. Они помогут ученику, и представить эпоху, и вспомнить о великом поэте. В учебнике есть стихотворения И.А. Бунина («26-емая»), А.А. Ахматовой («В Царском Селе»), В.А. Рождественского («Памятник юноше Пушкину»), а также другие стихи, посвященные великому поэту (по выбору, учителя и учащихся).

В учебнике рядом с каждым из них есть вопросы и задания, которые стоит использовать при такой работе. Лучше всего не заниматься детальным анализом каждого из произведений, а организовать урок-концерт с участием учеников. Такой урок, можно надеяться, поможет осознать два важнейших обстоятельства: XIX век был тесно связан с веком двадцатым, и в этой связи большую роль играет имя Пушкина.

Нашло в учебнике отражение такое важное и пока еще недостаточно использованное в практике школы явление, как чтение литературных сказок XX века, созданных и писателями, и учеными.

Сказки — вовсе не далекое прошлое нашего искусства. Каждый век создавал свои сказки. Век космоса не мог, да, наверное, и не хотел обойтись без сказок. Вопрос о неизбежности и постоянстве их рождения интересовал писателей двадцатого столетия. Из раздумья писателя над этим вопросом возникло произведение Константина Паустовского «Рождение сказки». С чтения этого очерка-воспоминания стоит начать свои уроки по изучению литературных сказок. После этой части урока мы приступаем к сказке « Теплый хлеб».

Раздел, посвященный русской литературе XX века

, впервые обрел права гражданства в пятом классе. Одни авторы хорошо знакомы учителю, другие малоизвестны. Поэтому определим общую тактику работы с текстами этого раздела - чтение с комментариями, беседы по вопросам, возникающим у учащихся, конечно, с использованием того, что включено в хрестоматию, и того, что будет предложено в методических рекомендациях.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Учет индивидуальных особенностей учащихся при обучении в системе Фобус
Важной методической особенностью диалоговых практикумов как нового учебного средства для обучения умениям является высокий уровень индивидуализации обучения, организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации по ...

Психолого-педагогические занятия по воспитанию здорового образа жизни дошкольников 4-6 лет
Методические приемы: беседа, игровой момент, вопросы к детям, использование наглядного материала, оздоровительная минутка Материал: Картинки с изображением 2 гномов или куклы: один гном веселый, здоровый, второй гном грустный, с перевязанной рукой, неаккуратный; на каждого ребенка альбомный лист ...

Я.А. Коменский о разных ступенях образования и устройстве школ
Гений Коменского состоит не только в создании общей системы привычного нам образования, но и в ее детальной проработке. В частности, говоря о всеобщности образования, Ян Амос Коменский выделяет несколько возрастных периодов. "детство - от рождения до 6 лет включительно, отрочество - от 6 ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru