Анализ учебника по литературе для 5 класса

Страница 3

Первые три темы (Бунин, Бальмонт, Шмелев) «стремятся» показать ученикам неразрывную связь литературы XIX –

XX веков

Тематическая общность нескольких произведений помогла раскрыть неиссякаемое стремление человечества к покорению небесных высот, космоса. Эта тяга имела самые разнообразные формы, она отражала уровень культуры и техники, возраст героев произведений. Но объединенные в один цикл произведения «Огненное «А», «Змей», «Мой полет», «Крылья» дают возможность увидеть разнообразные решения одной проблемы, разных по своим возможностям людей (в данном случае различны не только герои, но, прежде всего авторы со своими подходами к этой теме).

Особенно важен раздел «Современная литература». Долгое время программа по литературе в средних классах не вмещала в себя произведения современных писателей и приходилось в пятом классе обращаться к ним на уроках внеклассного чтения. В настоящий момент в этом разделе всего четыре автора. Все произведения – о современных детях, ровесниках наших учеников. Во всех прозаических произведениях перед читателями – семья сегодня.

Тема, которую сейчас модно называть экологической, но которая и сейчас, как и иные годы, назад все была и будет темой родной природы, пронизывает «сельские» произведения. В одном случае - яркая и героическая любовь к скворцам, к родной природе с ее сменой времен года. В другой – суровая тайга, в которой заблудился герой рассказа – Васька.

Последний раздел

включает произведения о путешествиях, приключениях.

Литературный процесс интересен не только линейной логикой своего развития, но и самыми различными связями и взаимодействиями, которые постоянно просматриваются в конкретных разделах программы.

Для учеников этого возраста особенно интересно следить за развитием сюжета. Поэтому перекличка сюжетов произведений как в литературе одного народа, так и в литературе разных стран и эпох привлекает внимание учеников. Эта особенность используется в программе и учебнике.

Например, обращение к «робинзонаде» возникает не только после прочтения «Робинзона Крузо» Д. Дефо, но значительно раньше. Ведь «робинзонады» повествуют о способности человека справиться с почти непреодолимыми препятствиями, выжить в абсолютно невероятных условиях. Эта способность ценилась всегда, и в программе она начинает звучать уже в фольклоре. «Путешествия Синдбада-морехода» — одна из первых «робинзонад» человечества. Но в учебнике есть много других примеров: и трогательная «робинзонада», созданная М. Зощенко, и «робинзонада» «Васюткино озеро» — одно из самых оптимистических произведений прекрасного писатели В. Астафьева. Только после знакомства с этими произведениями ученики встречаются с самим Робинзоном Крузо и с его блистательным автором, который сам прожил жизнь, исполненную треволнений. Дефо более десяти раз разорялся и снова богател, стоял на площади у позорного столба .

Нужно также отметить появление в учебнике жанра детектива. Знакомство с ним открывает классик детской литературы Астрид Линдгрен, которую шведы назвали «человеком столетия» и поставили памятник единственной среди живущих сегодня писателей.

«Приключения Калле Блюмквиста» - одна из лучших книг писательницы. Это целая трилогия, с первой частью которой ученики знакомятся достаточно подробно.

Модель программы для среднего звена начинает осуществляться в пятом классе, то демонстрация богатства и многообразия произведений искусства слова должна сопровождаться освоением элементарных теоретических сведений, которые нужны для понимания учащимися не только содержания произведения, но и его эстетической наполненности.

Эмоциональная яркость восприятия не мешает размышлению о прочитанном произведении, а стимулирует его. В свою очередь, размышлению необходим пусть небольшой запас понятий, элементарная теоретическая база.

Программа пятого класса предлагает юному читателю осознать, что такое искусство, искусство слова, язык, текст, жанр, образ, композиция, сюжет, даются сведения об отличии стиха от прозы, представления о важнейших тропах и фигурах речи, о типах речи: описание, повествование и рассуждение.

Каков же круг сведений, которые целесообразны для изучения в пятом классе? Напомним их еще раз: искусство, искусство слова, язык, текст, образ, жанры (важнейшие и уже знакомые), композиция, виды тропов (эпитет, сравнение, метафора и др.), фигуры (простейшие), элементарные вопросы стихосложения, типы речи.

Наиболее важное понятие - сюжет. Чередование событий, их причины, их связи – все это увлекает учеников и может быть использовано как центральное звено общей системы.

Учебник помогает учителю и ученику пользоваться

теоретическими понятиями, предлагая специальный «Краткий словарь литературоведческих терминов», помещенный в конце каждой части данного пособия.

В то же время попутно и неоднократно ученики

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Специфика урока иностранного языка в общеобразовательной школе
В методической литературе об уроке написано много. Существует огромное количество определений этого понятия. «Урок – это педагогическое мастерство» (М.Н. Скатник); «урок – это диалектический феномен; он является частью учебного процесса и одновременно его целым». «Урок – основное организационное з ...

Методика проведения констатирующего эксперимента
Констатирующий эксперимент проводился в ноябре 2004 года в подготовительной группе ДОУ №78. В эксперименте принимала участие подгруппа детей: четыре девочки и шесть мальчиков, возраст которых от 5, 8 до 6, 7 лет. В ходе проведения констатирующего эксперимента был выявлен уровень сформированности ...

Урок работы с тушью
Первое занятие по данной теме посвящено освоению техники работы с тушью. Урок начинается с беседы, дети высказывают свои предположения по поводу нового материала. Затем зачитывается доклад о туши и ее происхождении, это может быть подготовлено как учителем, так и детьми. Если в данной художественн ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru