В своей работе по изучению эпических произведений малой формы мы обращаемся к одному из ярких деятелей современной литературы, писателю с мировым именем, последнему классику современности, как называют его критики – В.П. Астафьеву. Некоторые его произведения включены в программы по литературе в 5-9 классах. "Васюткино озеро" в 5 классе, "Конь с розовой гривой" в 6 классе, «Фотография, на которой меня нет» в 8 классе, «Царь – рыба» в 9 классе.
Такое малое внимание, уделяемое творчеству В.П. Астафьева в 5-9 классах, на наш взгляд не совсем соответствует тому воспитательному, нравственно-психологическому и художественному потенциалу, который заложен в произведениях этого писателя.
Хотелось бы отметить, что по творчеству этого автора методический арсенал нуждается в накоплении.
Хотя уже и есть методические нароботки учителей – словесников, но этого пока еще не достаточно, и поэтому при подготовке к уроку приходится обращаться к литературоведческим материалом. Мы считаем, что заниматься творчеством Астафьева в среднем звене необходимо, ведь там заложена основа нравственности, автор рассказывает о героях ровесниках, живущих сложностями, заботами и традициями сегодняшнего дня и при этом духовно наполненными, наделенными внутренним богатством человеческого чувства.
Герой детства В.П. Астафьева по возрасту близок подросткам. Его психологическая яркость, живой образ, естественность поступков не оставляет в стороне юного читателя. Нравственные ценности не вуалируются в произведении сюжета, а рождаются из понимания причин и значимости поступков героя, как в глазах его самого, так и других окружающих его людей. Подросток, сопереживая герою, погружаясь в его мир, глубоко симпатизируя ему, невольно учится различать доброе и злое в своих поступках и в поступках людей.
В основе рассказов Астафьева лежат детские впечатления самого автора (автобиографические рассказы). Один из таких рассказов («Васюткино озеро») изучается в пятом классе, второй – («Конь с розовой гривой») будет изучаться в шестом классе, в восьмом классе – глава из повести «Последний поклон» - «Фотография, на которой меня нет».
От произведения к произведению углубляется проблема нравственного отношения, между человеком и окружающим миром, человеком и человеком. К некоторым произведениям ученики обратятся в старших классах. Им свойственно острое ощущение ценности жизни, бурный протест против сил, противостоящих всему живому, будь то война или людская злоба, стихия или жестокость к природе. Трагическое звучание многих произведений Астафьева не от сознания бессилия.
Астафьев – писатель мужественный. Свое писательское кредо он объяснил так: «Я писал о том, что для меня было личным, кровным, а оказалось, мою тревогу, мою боль разделяют многие и многие».
К утверждающейся, а не угнетающей силе трагического таланта писателя ученик еще обратится, а в пятом классе перед нами воспоминание о детском творчестве, о сочинении ученика В.Астафьева, который, став писателем, вспомнил свой рассказ «Жив!», опубликованный в школьном журнале, и по памяти воспроизвел, наградив, героя именем Вася и озеро – Васюткиным.
В рассказе главное не сюжет, а мальчик, его и помогает нам рассмотреть необычность ситуации, а которую он попал, убедительность его поступков. Борьба с собственным страхом и попытка преодолеть обстоятельства, не дать судьбе сломать себя – это могут ощутить ученики при так называемом замедленном чтении, где есть возможность проследить все этапы путешествия и все нюансы мыслей и чувств героя.
Программа предлагает рассказ В.Астафьева «Васюткино озеро» для чтения и изучения в пятом классе.
Модели интегрированного обучения
- Модель «Недочеловек». Человек с отклонениями в развитии согласно этой модели рассматривается как неполноценное существо, приближающееся по своему уровню к животному.
- Модель «Угроза обществу». Существовало представление, что некоторые категории лиц с отклонениями в развитии представляют угрозу ...
Россия: первые шаги в «общество знаний»
По разным причинам СССР не смог вовремя выйти из холодной войны, изменить цели своего развития, проект своего будущего так, как, например, сделал это Китай, и его правопреемнице, России, приходится начинать конкурентную борьбу за место под новым мировым экономическим солнцем заново. Определяющим з ...
Мотивация аудирования
Важным условием при формировании аудирования является мотивация. Если слушающий испытывает потребность слушать, это ведёт к максимальной мобилизации его психического потенциала: обостряется речевой слух и даже чувствительность органов ощущения, более целенаправленным становится внимание, повышаетс ...