Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, т.е. результаты социальной жизни, которые, определяя весь облик личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (вспыльчивость, стеснительность и т.п.). Личность, будучи продуктом общественной жизни, в то же время является живым организмом. Отношения социального и биологического в формировании и поведении личности чрезвычайно сложны и оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах общения с другими людьми. Личность, по определению Л. С. Выготского, это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Основные функции личности - творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Отсюда и важнейшая характеристика личности - социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей. Процесс развития личности полон противоречий. Более того, именно противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания, выступают движущими силами развития личности. К таким противоречиям относятся: 1.противоречие между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения; 2.противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности; 3.противоречие между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности (В.А. Крутецкий) Названные противоречия характерны для всех возрастов, но они приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором проявляются. Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень своего развития. Потребность удовлетворяется, противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим - развитие продолжается. В процессе обучения и воспитания общие противоречия конкретизируются, приобретая более яркие формы. Это противоречия между требованиями к воспитанникам и их подготовленностью к восприятию и реализации этих требований; между воспитательными воздействиями и "сопротивлением материала" (А.С. Макаренко). В педагогическом процессе проявляются также противоречия, связанные с условиями развития общества, и противоречия, возникающие как следствие недостатков воспитательной работы. Каждая личность обладает набором присущих лишь ей индивидуальных качеств, поэтому обучение должно быть не только эффективным, но и направленным на развитие положительных личных особенностей. Поэтому методы обучения также должны развиваться и охватывать всё больше возможностей для реализации потенциальных качеств. Всем этим требованиям отвечает методика развивающего обучения Эльконина-Давыдова, включающая в себя всё необходимое для достижения наибольшей продуктивности при занятии учебной деятельностью, что означает не держаться слепо за заготовленный шаблон занятия, уметь импровизировать.
Человеческая природа неоднозначна, и, как следствие, личность складывается из множества составляющих её элементов, нарушив хоть один, уже намного тяжелее добиться положительных результатов. Развитие личности заключается прежде всего в том, чтобы совершенствовать положительные качества, способности, заложенные в человеке и искоренять те, которые не допускаются с точки зрения общепринятой морали. Кроме того, развитие личности предполагает постоянный интерес ко всему новомуИ всё же недостаточно рассмотреть только цель инновационного обучения, она и так достаточно ясна. В ходе обучения встают другие вопросы. Каким условиям она должна отвечать? Какие новые подходы в обучении предлагают инновационные методики? Как реагируют учащиеся на них? Все эти вопросы будут рассматриваться в следующем параграфе.
Система
дополнительного образования в РФ
Дополнительное образование в РФ включает в себя общее дополнительное образование и профессиональное дополнительное образование.
Общее дополнительное образование - дополнительное образование, направленное на развитие личности, способствующее повышению культурного и интеллектуального уровня человек ...
Характеристика музыкальной жизни Челябинского Урала в новейшее время
В начале XX века музыкальная жизнь в Челябинском Урале не носила централизованного характера. При клубах, заводах, театрах проводились музыкальные вечера. Их проводили любительские музыкальные коллективы.
После 1917 года в ряде городов Челябинской области были открыты музыкальные учреждения, впос ...
Классификация уроков в зависимости от решаемых задач
Перед каждым уроком обязательно должны ставиться конкретные задачи. По данным учебника Б. Ашмарина, в методике физического воспитания все задачи принято делить на три группы, исходя из их направленности: образовательные, оздоровительные и воспитательные. Педагогические задачи необходимо формулиров ...