Как любое нововведение, методика инновационного обучения имеет свои трудности, возникающие при внедрении её в классическую педагогику. Прежде всего, сложности возникают из-за личностных особенностей учащихся и педагогов. Методика, разработанная Элькониным- Давыдовым предполагает тесное сотрудничество между детьми, необходимость не только отстаивать свою точку зрения, но и принять аргументы другой стороны. Кроме того, обучение проводится на более сложном уровне, часто ставится проблема, которую ученики должны решить спонтанно: так развивается их умение продуктивно мыслить в нестандартной ситуации. Но существуют не только внутренние проблемы, человеческий фактор, но и внешние проблемы, не зависящие от воли обучаемых и преподавателей. Понятно, что воплощение различных проектов требует соответствующего оборудования, ведь это обеспечивает наглядность. Например, очень востребованным в последние годы стало мультимедийное оборудование. Но далеко не все учебные заведение могут себе его позволить из-за недостаточного финансирования.
Вторая группа проблем обусловлена противоречием между необходимостью внедрения инновационных технологий в образовательное пространство учебных учреждений для получения нового качества образования и собственной профессиональной неготовности педагогов решать качественно новые задачи. Решение данных проблем видится в создании стажерских площадок. Стажерские площадки имеют богатый практический опыт (в виде конкретных продуктов и механизмов) реализации инновационных образовательных и управленческих технологий. Стажерские площадки на основе принципа «обучения равных равными» обеспечат распространение отдельных технологий в массовую практику. Важно экономически стимулировать деятельность инновационных стажерских площадок для распространения своего опыта.
Третья группа проблем внедрения инновационных технологий – развитие инфраструктуры образования. Развитие инфраструктуры должно опережать модернизацию содержания образования на несколько лет. Образовательный процесс должен идти в ногу с современными технологиями. Показателем эффективности внедрения технологий являются зримые социально-экономические эффекты и в городе, регионе, индивидуальные личные вклады каждого в повышение экономического благосостояния региона (социальной и экономической стабильности, развития высоких технологий).
Кроме всего прочего, нельзя забывать, что показатель продуктивности инновационного обучения определяют прежде всего по повышению уровня развития личности. Иногда возникают проблемы, обусловленные сугубо человеческим фактором. Например, подростки отличаются крайней неуравновешенностью, что обусловлено физиологическими изменениями, а это, в свою очередь, повышает конфликтность. Это недопустимо, поскольку делает работу в команде разрозненной и не даёт сосредоточиться на задаче. Кроме того, продуктивное усвоение знаний возможно только в том случае если налажены ровные, товарищеские отношения между учащимися и преподавателями. Решением этой проблемы будет правильная тактика преподавания. Условно позицию преподавателя можно охарактеризовать так: «Я научу тебя всему, что знаю сам.» Позиция подростка звучит совсем иначе: « Я не хочу, чтобы меня учили чему бы то ни было». Поэтому обучение должно не допускать прямого морализаторства, а доносить требования в завуалированной форме, так, чтобы подросток думал, что он дошёл до этого своим умом. В этом возрасте человек не терпит ни малейшего ограничения свободы, а потому обучение его каким- либо принципам должно происходить максимально ненавязчиво. Должно быть высказано если не согласие, то, по крайней мере, внимание к его мнению, высказать которое он непременно захочет в ходе урока. И если оно не будет принято учителем или одноклассниками, может развиться серьёзный комплекс «ненужности» и «второсортности». В обучении же младших школьников нужно учитывать то, что их объём и уровень концентрации внимания ещё не достаточно развит, и потому они вряд ли усвоят тяжёлый материал без перерывов на лёгкий отдых. Ещё более осторожным и избирательным в методах обучения нужно быть при встрече с сугубо индивидуальными особенностями обучаемых. В предыдущих параграфах уже говорилось о том, что развитие полноценной личности всегда базируется на основе развития её положительных индивидуальных качеств, но не брались во внимания случаи, когда что-либо может это развитие тормозить. Сейчас многим детям ставят диагнозы «дислексия» и «дисграфия», т.е. нарушение процессов запоминания слов и букв. Ребёнку с такими проблемами трудно писать, читать, запоминать последовательность букв. Но, как показывает практика, дети вполне способны справиться с этими особенностями при правильном обучении и психологическом настрое. Самое главное- не афишировать то, в чем ребёнок невыгодно отличается от своих сверстников. Конечно, в его случае потребуется больше терпимости, к оценке его работ нужно подходить с более мягкими критериями, чем к работам его соучеников, но ни в коем случае нельзя акцентировать на этом внимание, потому что это может навести ребёнка на мысли о неполноценности и заставить одноклассников избегать своего отстающего товарища. Сейчас, к сожалению не редкость наличие проблемы, когда дети из-за неуважения к ним сверстников абсолютно теряют веру в свои способности и считают, что они сами, их знания, умения и навыки совсем не представляют ценности для окружающих, а потому стесняются их показывать. Очень жаль, что иногда подобная закрытость принимается за отсутствие каких-либо способностей, и личность в глазах преподавателей и учеников обесценивается. В подавляющем большинстве случаев дети способны победить свои комплексы, болезни и отклонения при наличии правильного подхода к ним и уважительного отношения. Последние качества должны присутствовать не только в инновационном, но и в классическом обучении. Какие ещё сложности могут ждать преподавателей и учащихся при освоении новых стандартов обучения? Прежде всего, в продуктивном обучении неизбежен элемент соревнования. Когда сверстники обучают друг друга, способности каждого становятся видны, как на ладони. Естественно, у кого-то получается лучше, у кого-то хуже. Те, кто лучше справляется с заданиями, быстро приобретают заслуженный авторитет среди учителей и сверстников, а те, у которых не так всё хорошо, начинают завидовать первой группе лиц. Но решением опять будет правильное поведение учителя. Если человеку сказать, что у кого-то задание получается лучше, потому что он умнее, то это вызовет ещё большую зависть и досаду. Но если сказать, что другому человеку даётся задание хорошо, и любой может повторить его успех, если будет относиться старательней и прикладывать больше усилий, то такое замечание, наоборот, стимулирует и станет мотивацией для успешной и продуктивной работы. Таким образом, проблемы, связанные с человеческим фактором, чаще всего решаются с помощью правильного поведения обеих сторон и нахождения компромисса.
Использование компьютерных средств обучения в образовании
На ранних стадиях развития человечества, когда обучение было непосредственно связано с трудовой деятельностью взрослого, дети не испытывали значительных затруднений, чтобы представить и понять то, чему их учили. С появлением письменности и книг обучение стало более сложным и трудным. Возникает про ...
Сущность понятия «учебные умения и навыки младших школьников»
В отечественной дидактике сложилась совокупность требований, способствующих повышению эффективности формирования и развития общеучебных умений. Эти умения должны выступать в качестве предмета обучения, и для этого необходимо специально выделять время в границах всех учебных дисциплин. В связи с те ...
Психофизиологические основы возникновения леворукости
Левши составляют 10-17 процентов населения нашей планеты. В 1930-е годы в Великобритании насчитывалось около 3% левшей, к 1950-м годам их стало около 5%, а сейчас примерно каждый десятый англичанин - левша. ВУкраине, соответственно, их порядка 4,6 миллионов человек. Причем отечественная армия лево ...