Методика изучения лирики в старших классах

Страница 2

Мы выстраиваем анализ в соответствии с законом единства форм и содержания. Представим примерную пошаговую схему:

1) «от восприятия – к форме»: какие эмоции возникли у вас при прочтении данного стихотворения? Почему? Какие средства художественной выразительности обеспечивают такое восприятия? и так далее;

2) «от формы – к содержанию»: С какой целью автор вводит в текст произведения следующие средства художественной выразительности? Какой цели служит композиция произведения (если она оригинальна и важна в процессе анализа)? и так далее;

3) «От формы и содержания – к идее»: как формальный и содержательный план произведения служат раскрытию его главной идее? Какова главная идея произведения? (этот вопрос также может задаваться косвенно) и так далее.

Восприятие и понимание произведения читателем-школьником и его изучение под руководством учителя взаимосвязано, потому педагогу-словеснику при анализе текста важно не только учитывать своеобразие самого произведения, но и своеобразие его восприятия. Роль учителя в таких ситуациях сложная. Ориентиром для преподавателя могут служить, например, серьезные литературоведческие исследования. Одни из них дадут ему общее направление в работе, другие подскажут конкретные формы целостного анализа текста. Разумеется, задачи и формы литературоведческого и школьного анализа художественного текста при общей основе имеют и существенные различия. Литературовед всесторонне исследует то или иное явление он может сосредоточить свое внимание на решении какого-то частного, специального научного вопроса. Учитель пользуется результатами литературоведческого анализа на уроке в той мере, в какой они позволяют ввести класс в образный мир и проблематику произведения.

Как мы уже сказали, читая лирические произведения, школьники учатся разбираться в человеческом характере, оценивать с точки зрения высоких нравственных критериев свои поступки. Особенно нуждаются в приобщении к поэзии и ее воздействии учащиеся старших классов, так как именно в этом возрасте активно формируется личность, ее нравственные и эстетические представления. В 10-11 классах происходит определенный сдвиг в эстетической подготовке учеников, при изучении произведений особый упор начинает делаться на историко-литературный контекст, часто встречаются монографические темы, наиболее полно охватывающие творчество того или иного поэта и писателя, расширяется терминологический аппарат. Так, критерии оценки лирических стихотворений становятся глубже и многограннее, старшеклассники учатся производить целостный анализ стихотворения в соответствии с принадлежностью его автора к тому или иному литературному направлению, в соответствии с определенными вехами в исторической жизни страны и личной жизни автора, что, в свою очередь, определяет формальные (тропы, стилистические фигуры, ритм, рифма, стихотворный размер) и содержательные характеристики лирического текста.

Рассмотрим особенности изучения лирики в старших классах на примере монографической темы «Жизнь и творчество С. А. Есенина».

Страницы: 1 2 


Другие статьи:

Понятие полового воспитания и актуальность проблемы полового воспитания в педагогике и психологии
Пол, с педагогической точки зрения – биосоциальное свойство человека. Биологическое - потому что обусловлено генами структурами, а социальное - так как его проявление в поведении и действиях человека являются результатами формирования пола в соответствии с воспитанием и влиянием окружающей обстано ...

Сравнительный анализ геометрического материала, содержащегося в учебниках
Все учебники и по содержанию, и по стилю выстроены так, чтобы обеспечить школьникам достаточно мягкий и безболезненный переход к систематическому изучению в 7 классе курса геометрии. Содержание учебников полностью отвечает требованиям стандарта математического образования 2004 года и опирается на ...

Фрагмент урока для 6-го класса по теме «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»
Комментарии к уроку Тип данного урока – обобщение и систематизация знаний. Его основная цель – закрепить основные понятия, связанные со сложением и вычитанием дробей с разными знаменателями. Приведенный способ применения коллективной формы учебной деятельности учащихся подходит как для данной те ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru