Общая тенденция снижения качества общего и высшего образования

Страница 2

Формализация, вырождение преподавательского труда ведёт в свою очередь к формализации процесса обучения со стороны учащихся – школьников и студентов. Образование из развития личности превращается в приобретение общественно установленного набора формальных знаков. Потребители при этом могут оценить - и соответственно востребовать – только те курсы, которые имеют своим непосредственным результатом приобретение некоторых прикладных умений. Например: владение разговорным иностранным языком, умение плавать или проходить формальные тесты на следующую ступень образования. Компетенции, связанные с приобретением систематических знаний и умений получать новые знания, искать и критически оценивать информацию, превращаются в формальные элементы учебной программы. Возникает стремление «проскочить» такие элементы, приобретая лишь формальный знак их освоения.

Это привело к возникновению ещё одной проблемы в образовании. Результаты исследований сотрудников ГУ-ВШЭ показывают быстрое распространение коррупции в образовательном процессе, основанной на теневых сделках учащихся с преподавателями по поводу приобретения формальных знаков. Такая коррупция существенно превосходит традиционную для системы образования «покупку» большого внимания к конкретному учащемуся, т.е. приобретение содержательного труда преподавателя. Нарастающая формализация отношений в официальной системе образования ведёт к деформации образовательного рынка, его основные агенты – учащиеся, в возрастающей степени теряют способность правильно оценивать качество образовательных программ.

2. Отсутствует независимая оценка качества. Система образования закрыта и не допускает возможностей для общества оценить её.

3. Так же одним из критериев является - снижение качества учебно-методических материалов. В сфере педагогических методик возросло количество учебников и программ, не прошедших необходимой широкой экспериментальной апробации. Отсутствует специальная подготовка учителей к работе в условиях альтернативного учебно-методического обеспечения.

4. Отсутствие ясно осознаваемой и реальной перспективы в развитии отечественной системы среднего образования. Пока не видно ни одного фактора, который смог бы препятствовать проявлению негативных тенденций. Естественно, что отсутствие позитивных ожиданий создаёт у педагога атмосферу обречённости, поэтому и приводит к пассивности и апатии в профессиональной деятельности.

5. И наиболее угрожающий фактор - постепенное снижение интеллектуального уровня школьников по отношению к современным требованиям.

Образование не является сугубо локальным делом системы образования, это дело всего общества. Более того, упреки в неблагополучном состоянии образования не могут быть обращены целиком к органам управления образованием, они должны адресовываться всему обществу. Все кардинальные сдвиги в научном осмыслении проблем образования не могут быть осуществлены усилиями лишь педагогов-практиков или даже психолого-педагогического сообщества. Требуются исследования и рекомендации социологов, экономистов, философов, политологов, и представителей многих других наук. Возможно, в будущем возникнет синтетическая наука об образовании. Вероятно, что каждая наука будет подходить к проблеме образования со своим аппаратом, в рамках своей методологии, постепенно расширяя поле своего видения.

Страницы: 1 2 


Другие статьи:

Оценка как элемент управления качеством
Контроль знаний является одним из основных элементов оценки качества образования. Педагоги ежедневно контролируют учебную деятельность своих учеников путем устных опросов во время занятий и путем оценки различных письменных работ. Эта неформальная оценка, которая преследует чисто педагогическую ц ...

Конкретные формы организации обучения
Элементами (частями) процесса обучения являются его звенья. Звено – составная часть учебного процесса, его органический элемент. Оно имеет свои цели и структуру – состоит из взаимосвязанных этапов, решающих определённые задачи; постановки цели, обобщения знаний, подведения итогов урока, определени ...

Особенности полового воспитания в семье
Родители первыми начинают половое воспитание своих детей, даже если сами об этом не знают или не хотят этого. Родители часто не осознают, что происходит процесс воспитания, поскольку большая часть информации передается не в словесной форме, а на примере поведения самих родителей и через их установ ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru