Руководители игры используют для этих целей самые разнообразные приёмы: провоцирование острого конфликта мнений в режиме «жёсткой полемики», а иногда и дебатов; использование шуток, игровых заданий, разнообразных конкурсов, вызывающих как отрицательные, так и положительные эмоции и др. Группы постепенно переходят от автономной работы к пленарным, клубным и другим формам взаимодействия.
В организационно-деятельностной игре используется игротехническое нормирование:
- «на понимание»
- «на ответственность»
- «на здесь и сейчас».
Освоение игровых форм и средств общения становится для участников игры новой реальностью, которая в свою очередь, способствует появлению собственных целей и ценностей, развивает коммуникативную компетентность и культуру.
Анализ разнообразных организационно-деятельностных игр показывает, что цель руководителей игры на этом этапе состоит в том, чтобы сформировать из разрозненных и разобщённых специалистов разных направлений единую команду, коллектив, способный решать общие задачи, взаимодействуя конструктивно; вызвать у играющих определённый эмоциональный настрой или даже напряжение, позволяющее всем включиться в созидательную деятельность.
Истинными результатами такой игры являются усиление мыслительных, коммуникативных и деятельностных средств саморазвития, порождение новых социальных качеств, которые остаются «в пользовании» игроков и организаций-заказчиков.
Следующие этапы игры могут повторяться неоднократно при решении отдельных аспектов проблемы и формировании общей концепции. Это:
· работа в группах
· обсуждение принятых решений на дискуссиях или пленумах межгруппового характера
· командные разработки
· анализ хода игры и полученных руководством игры и её участниками результатов (рефлексия).
Анализ процесса и результатов игры проводится её руководством без участия игроков, с использованием не только выработанных игровыми командами решений, но и всей информации о деятельности групп, собранной представителями руководства в них. В итоге каждый день вырабатывается всё более совершенная стратегия проведения игры для следующего цикла работы играющих и идёт обсуждение решений – рефлексия.
И, наконец, очень важный момент – обобщение полученных результатов и «вывод» игроков из игры. По окончании игры руководство разрабатывает основные и итоговые документы, содержащие постановку проблемы, её структурное рассмотрение, проекты и предложения по её решению.
Мы привели основные моменты общей формы проведения организационно-деятельностной игры, которые применяются и в учебной организационно-деятельностной игре. Только контекст учебной формы, смоделированный для работы со студентами, задаёт игре иное содержание, иной вид деятельности.
В 1986 году для студентов первого курса математического факультета КГУ была проведена первая организационно-деятельностная игра в рамках педагогического эксперимента, который длился четыре года. Целью эксперимента была – организация коллективной учебной самодеятельности студентов. Целью же игры являлся – ввод студентов в учебную самодеятельность. Основная проблема, которую игра призвана была решить, заключалась в следующем - весь опыт прошлой деятельности, связанный с преподаванием математики на факультете, показывал, что попытки инициировать у студентов самостоятельные учебные действия за счет нововведений только в формы организации учебного процесса и учебного материала (коллективные занятия, пары, малые группы, др. ; усовершенствование программ, изменение стиля изложения материала и т.д. ) давали кратковременный эффект в работе. Нововведения лишь в формах организации учебного процесса никак не продвигали «педагога» и «ученика» в овладении содержанием изучаемого материала. Следовательно, необходима была такая форма, которая поставила бы перед студентами и педагогами реальные проблемы, касающиеся не только оптимальности способов усвоения готового знания, но и собственно, математического образования, а так же образования в целом.
Педагогическое руководство
эстетическим самовоспитанием школьников
Стремление к работе над собой возникает у подростка вместе с развитием самосознания, т. е. в возрасте 10— 12 лет. Потребность в эстетическом самовоспитании пробуждается у учащихся, как правило, вслед за намерением заниматься физическим и интеллектуально-волевым самовоспитанием Своевременное вниман ...
Рекомендации по формированию и активизации познавательной деятельности
учащихся на уроках в специальных школах VIΙI вида
I. Основа активности учебно-познавательной деятельности:
- адаптация, приспособление детской психологии к созданным на уроке условиям;
- стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся;
- преодоление противоречий между познавательными и практическими заданиями, выдвигаемыми ходом обу ...
Методические основы разработки элективного курса
Пояснительная записка. Основная задача обучения математике в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисципл ...